Инфляция и безработица: проблемы взаимосвязи, регулирования и социальной защиты

Курсовая работа
Содержание скрыть

Среди множества макроэкономических показателей можно выделить те, за изменениями которых пристально следят не только работники финансовой сферы, но и вся общественность в целом. В центре внимания финансовых аналитиков, политиков и всех остальных людей, ведущих осознанную экономическую деятельность, всегда находятся два основных показателя состояния экономики – темп инфляции и уровень безработицы.

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития белорусского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы — рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.

Еще одним явлением нестабильности является инфляция. Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Высокий уровень любого из этих показателей влечет за собой значительные издержки для экономики и оказывает значительное негативное влияние на ситуацию в социальной сфере. Это и объясняет актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, формы и виды инфляции и безработицы, а также выявить проблемы взаимосвязи и регулирования данных явлений.

Объект исследования – инфляция и безработица как социально-экономические явления.

28 стр., 13570 слов

Основные показатели социально-экономического развития России

... секторов. Системой называют набор показателей, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и ориентированы на достижение цели исследования. В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира ...

Предмет исследования – тенденция изменения уровней инфляции и безработицы в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить признаки и сущность инфляции, ее типы и виды;
  • рассмотреть понятие безработицы, ее формы и виды;
  • привести социально-экономические последствия инфляции и безработицы;
  • выявить взаимосвязь между инфляцией и безработицы на примере кривой Филипса;
  • рассмотреть основные формы регулирования уровня инфляции и безработицы.
  • провести анализ тенденций уровня инфляции и безработицы в Республике Беларусь за период с 2000 по сентябрь 2011 года.

При написании данной работы были использованы труды по экономической теории и макроэкономике ведущих мировых, российских и отечественных авторов и исследователей (Лутохиной Э.А., Зеньковой Л.П., Ивашковского С.Н. и др.).

Также в работе представлено множество статистической информации, полученной из официального источника экономической статистики в РБ – Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Глава 1. Инфляция и безработица: понятие, взаимосвязь. кривая филлипса

1.1. Признаки и сущность инфляции, ее типы и виды

Инфляция представляет собой всеобщий рост цен на товары (услу­ги) и снижение реальной покупательной способности денег (их обесце­нение).

Термин «инфляция» (от лат. inflatiо — вздутие) впервые стал упот­ребляться в период Гражданской войны 1861-1865 гг. в США, когда была выпущена огромная масса гринбеков (450 млн бумажных долла­ров), а их покупательная способность упала на 60 % через 2 года.

Нынешняя инфляция проявляется в обесценении денег по отношению не столько к золоту, сколько к товарам и иностранной валюте. Это вы­ражается во всеобщем росте цен и падении курса национальной денеж­ной единицы.

Современная инфляция — сложное социально-экономическое яв­ление и у нее много причин. Различают внутренние и внешние причины (или факторы) инфля­ции. К внутренним причинам относятся следующие:

  • дефицит государственного бюджета, если он покрывается государ­ственными займами и дополнительной эмиссией денег. Основой его воз­никновения являются высокие государственные расходы. Особую роль здесь играют военные расходы, которые существенно деформируют структуру общественного воспроизводства. Высокие социальные расхо­ды, не соответствующие возможностям национальной экономики, также способствуют инфляционному росту цен;
  • монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование. Большинство отраслей в современной рыночной экономике представлено олигополистическими структурами — в них господствуют несколько крупных фирм. Ценовая конкуренция в таких отраслях подменяется со­глашениями и с оговорками, практикой «лидерства в ценах», при которой фирмы ориентируются на цены, установленные лидером. Такая практика создает потенциальные условия для всеобщего взвинчивания цен;
  • инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Пытаясь избежать потерь от ожидаемой инфляции, население стремится избавиться от «лишних» денег. Порождаемый таким пове­дением ажиотажный спрос стимулирует рост цен;
  • кредитная экспансия — увеличение масштабов банковского кре­дитования сверх потребностей национального хозяйства;
  • особенности современного этапа развития общественного произ­водства: уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квали­фикации рабочей силы — создают дополнительные стимулы повыше­ния цен.
    10 стр., 4961 слов

    Влияние инфляции на экономику страны

    ... инфляции на экономику страны, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов. В первой главе рассматриваются общетеоретические вопросы, касающиеся определения инфляции и ... общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения. Инфляция проявляется ... от инфляции. Наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает ...

Внешние факторы

  • «импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием рос­та цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение ми­ровых цен на энергоносители и сырье;
  • падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации нацио­нальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;
  • мировые экономические кризисы, которые приводят к существен­ным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабиль­ности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран.

При определенных упрощениях можно сказать, что сегодня глобаль­на причина инфляции заключается в серьезных экономических дис­пропорциях и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом превышении совокупного спроса над предложением. Это в конечном итоге фокусируется на денежном рынке в обесценении де­нег и частичной (или полной) утрате ими своих функций. Если диспро­порции своевременно не устраняются или неравновесие затягивается надолго, превращаясь вдобавок в характерную черту не одного — двух, а сразу многих рынков, то тогда почти с уверенностью можно говорить о развертывании инфляционного процесса в стране.

В зависимости от формы проявления принято различать два типа инфляции: подавленную и открытую.

Подавленная инфляция, Открытой инфляции

В зависимости от характера (темпов роста цен на рынке) различают:

ползучую инфляцию,

галопирующую инфляцию,

многих развивающихся и переходных государствах;

гиперинфляцию,

ожидаемую

Как уже отмечалось, рост цен в стране может вызываться самыми разными причинами. В зависимости от преобладающих из них разли­чают: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса связана с наличием в экономической системе не­удовлетворенного платежеспособного спроса, т. е. таких денег, которые не обеспечены соответствующим товарным покрытием. Здесь совокуп­ный потребительский спрос по каким-либо причинам (из-за кредитной экспансии, государственного долга, экономических санкций, роста во­енных расходов и т. п.) заметно превышает фактическое предложение товаров на рынке. Результатом этого и является рост цен, стремящийся восстановить нарушенный баланс между платежеспособным спросом и его реальным товарным обеспечением.

Особенно предрасположена к такой инфляции экономика, отличаю­щаяся чрезмерно высокой степенью использования всех наличных про­изводственных ресурсов. В этом случае (при внезапном увеличении спроса) производство не располагает достаточным количеством неза-действованных мощностей и резервами рабочей силы. И чем дольше существует неравновесие между спросом и предложением (инфляци­онный разрыв), тем вероятнее повышение цен.

Инфляция издержек производства вызывается ростом фактических расходов экономических субъектов на производство единицы продук­ции, что и обусловливает повышение товарных цен в стране.

В основе же увеличения производственных издержек национальной экономики системы могут лежать: снижение производительности тру­да; резкий рост цен на импортируемое сырье или комплектующие; мо­нопольное положение производителей на том или ином рынке товаров и услуг; чрезмерное объективно не обусловленное повышение оплаты труда в отдельных отраслях экономики и прочие факторы.

В свою очередь, так выглядят данные по инфляции в РБ по подсчетам Национального статистического комитета (таблица 1.1).

Таблица 1.1. – Рост потребительских цен в РБ в 2000-2010 гг. [17]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рост потребительских цен, % 168,6 61,1 42,6 28,4 18 10,3 7 8,4 14,8 13 10

В настоящее время в состав потребительской корзины, используемой Национальным статистическим комитетом при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции, характеризующем динамику среднего уровня цен в целом по стране.

Таким образом, рост цен начиная с 2000 года имел ниспадающую тенденцию до 2008 года, когда уровень инфляции составил по сравнению с 2007 годом 14,8%, уже к 2010 году данный показатель снова снизился до 7,8%. Однако индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2011 г. составил 108,1%, с декабрем 2010 г. – 204%. Т.е. наблюдается резкий скачок уровня цен.

В заключение подчеркнем тот факт, что в современной экономичес­кой действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого, ибо она часто порождается комплексом взаимосвязанных факторов [8, c.112].

1.2. Понятие безработицы, ее формы и виды

Наряду с занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. В свою оче­редь, вынужденная незанятость также различается: скажем, одно дело, если человек потерял трудоспособность в результате болезни и вынуж­ден не работать, и совсем другое, если гражданин трудоспособен, но не имеет работы. Вынужденно не занятые, имеющие такие основные при­знаки, как: 1) трудоспособный возраст; 2) наличие трудоспособности; 3) вынужденная незанятость; 4) наличие желания трудиться; 5) отсут­ствие подходящей работы; 6) регистрация в Государственной службе занятости, относятся к безработным.

Один из перечисленных признаков — отсутствие подходящей рабо­ты — требует специальных пояснений. Согласно Конвенции № 44 Международной организации труда подходящей работой считается та­кая работа, которая соответствует профессии работника, месту его про­живания, а также по условиям труда и заработной платы не уступает прежней работе. Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь (ст. 3) подходящей считается работа, соответствующая про­фессиональной подготовке, учитывающая его возраст, здоровье, трудо­вой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. А по истечении 6-месячного периода отсутствия работы, в случае невозмож­ности предоставить ее безработному по его профессии, подходящей бу­дет считаться работа, требующая изменения профессии с учетом здоро­вья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного [9, c.154].

безработица

Естественная безработица

Фрикционная безработица — та, которая связана с переходом с пре­жнего места работы на новое. Основным признаком такой безработицы служит ее непродолжительность (скажем, 1 месяц).

Институциональной безработицей считается такая, которая обуслов­лена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы.

Добровольная безработица — та, при которой есть люди, которые мо­гут, но не хотят работать по каким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость не есть безработица.

Истинная безработица

Структурная безработица — это такая безработица, которая возни­кает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работни­ках, в других же, наоборот, расширяться.

Технологическая безработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращение работающих из-за внедрения но­вой техники и технологии. Так, роботизация производства в США при­вела к реальной безработице, поскольку замена рабочих робототехни­кой давала большой доход: на ряде операций американский рабочий получал 25 дол. США в час, а издержки по приобретению и эксплуата­ции робота составляют 6 дол. США в час’.

Региональная безработица — та, которая характерна по каким-то при­чинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с цик­лическими спадами производства и кризисами.

Скрытая безработица — это обычно незаметная, но реально суще­ствующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пони­женном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два.

Количественную характеристику безработицы дают два основных показателя. Уровень безработицы — отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами, к обще­му количеству экономически активного населения, выраженное в про­центах.

Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени (месяцев), в течение которого незанятые остаются без работы. Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другого показателей.

В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а так­же отраслевых и демографических [16, c.114].

Согласно имеющейся официальной статистике, уровни безработицы в РБ в течение рассматриваемого периода изменялись следующим образом (таблица 1.2).

Рассчитаем среднегодовой темп роста численности безработных за рассматриваемый период.

Среднегодовой темп роста численности безработных = = 0,899 или 89,9%.

Таблица 1.2. – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 2000- 2010 гг. [17]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Численность безработных, тыс. человек 95,8 102,9 130,5 136,1 83 67,9 52 44,1 37,3 40,3 33,1
Темп роста численности безработных, % 107,4 126,8 104,3 61,0 81,8 76,6 84,8 84,6 108,0 82,1
из них:
мужчины 37,6 40,8 47,8 46,1 25,5 21,1 17,7 15,2 14,7 17,3 15,7
женщины 58,2 62,1 82,7 90 57,5 46,8 34,3 28,9 22,6 23 17,4
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) 2,1 2,3 2,9 3,1 1,9 1,5 1,1 1 0,8 0,9 0,7

Таким образом, в среднем за рассматриваемый период численность безработных уменьшалась за год на 10,1%, что является несомненно положительной динамикой. Однако не следует забывать, что приведенные данные свидетельствуют о безработных, которые зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите, а численность безработных, не зарегистрированных в органах остается неизвестной.

Т.е. на протяжении всего анализируемого периода число безработных женщин превышало число безработных мужчин почти в два раза. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди безработных, состоящих на учете более одного года.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.).

Согласно опубликованному 1 августа 2011 г. отчету статистического офиса Еврокомиссии — Eurostat, в зоне евро, куда входят 17 из 27 членов ЕС, уровень безработицы слегка выше — 9,9%, но также не достиг уровня июня 2010 г. (10,2%).

В целом по ЕС год назад безработные составляли 9,7% населения.

Наименьший уровень безработицы — в Австрии (4%), Люксембурге (4,5%) и Нидерландах (4,1%).

Лидируют по количеству безработных Испания (21%) и Литва (16,3% — данные за I квартал 2011 г.).

В сравнении с прошлым годом уровень безработицы серьезно упал в Эстонии — с 18,8 до 13,8%, Латвии (с 19,9 до 16,2%) и Венгрии (11,3 в 2010 г., 9,9% в 2011 г.).

В Польше безработица за год снизилась с 9,6 до 9%.

Наибольший рост безработицы ожидаемо произошел в Греции — с 11 до 15%, кроме того, она значительно выросла в Болгарии (с 10,1 до 11,4%), на Кипре (с 6,5 до 7,6%) и в Словении (с 7,3 до 8,4%).

А вот в Испании начинают действовать антикризисные меры, и безработица, хотя и остается одной из самых высоких в Европе, выросла менее чем на 1 % (с 20,2 до 21%).

Количество безработных уменьшилось в 19, выросло в 7 странах ЕС и осталось неизменным в Люксембурге.

Особую тревогу аналитиков вызывает уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 25 лет, который составляет 20,3% для зоны евро и 20,5% в целом по ЕС. Это на полпроцента меньше, чем в прошлом году, но все же недостаточно низко.

Меньше всего рабочих мест у молодых в Греции и Испании — там нетрудоустроены 38,5 и 45,7% молодых людей соответственно. Из наших соседей сложности испытывает Литва — 32,6% молодых безработных. Зато наилучшая ситуация с трудоустройством молодых людей в возрасте до 25 в Австрии (уровень безработицы — 8,2%), Германии (9,1%) и Нидерландах (7,1%).

В США в июне 2011 года безработных было 9,2%, в Японии в мае 2011 г. — 4,5% [20].

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

Одно из главных негативных последствий безработицы — нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

1.3. Социально-экономические последствия инфляции и безработицы

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на эко­номику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к суще­ственным экономическим и социальным последствиям.

Инфляция противоречиво воздействует на экономический рост. Не­значительная инфляция — до 4 % в год — способна временно стимули­ровать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей воз­можности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения без­работицы.

Несоблюдение же этой меры приводит к далеко идущим негатив­ным последствиям для экономики. Во-первых, в ходе инфляции де­формируется механизм рыночного ценообразования, обеспечивающий всех хозяйствующих субъектов информацией о величине экономичес­ких издержек производства и реализации тех или иных товаров, а так­же об изменении общественных потребностей в них. Всеобщий рост цен вызывает «бегство от денег» к дорогим товарам независимо от действи­тельной потребности в них, что искажает структуру потребительского спроса. Производитель утрачивает правильные ориентиры в развитии производства. В результате возникают многочисленные хозяйственные диспропорции, замедляется внедрение новой техники и технологии, понижается эффективность использования производственных ресур­сов.

Во-вторых, инфляция сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению доходности сбереже­ний. Сбережения приносят все меньший реальный доход. На опреде­ленном этапе темпы роста цен могут обогнать ставку процента и при­дать ей отрицательное значение. В этих условиях сбережение теряет экономический смысл. С развитием инфляции вкладчики (в целях за­щиты своих сбережений) направляют их на приобретение высокодо­ходных бумаг, иностранной валюты, материальных ценностей — недви­жимости, драгоценностей, произведений искусства, потребительских товаров длительного пользования. Накопления в обществе приобрета­ют преимущественно товарно-материальную форму.

В-третьих, утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает фун­кционирование денежно-кредитной системы. Предоставление средств в кредит становится не выгодным для кредитора и выгодным для долж­ника. Кредит, получаемый более полноценными деньгами, возвраща­ется обесцененными. В этих условиях сокращается доля долго- и сред­несрочного кредитования. Осуществление долгосрочных вложений становится рискованным.

В-четвертых, инфляция негативно сказывается на инвестициях. Со­кращение сбережений в обществе и свертывание долгосрочного кредитования производства ведет к сокращению капиталовложений. В условиях утраты стабильных источников финансовых ресурсов предприни­матели воздерживаются от осуществления крупных инвестиционных проектов, особенно с большими сроками окупаемости. Инфляция де­формирует и структуру инвестиций. Происходит перелив капитала из сферы производства в сферу торговли и область спекулятивных фи­нансовых операций [15, c.194].

В-пятых, инфляция сказывается на состоянии государственных фи­нансов. С одной стороны, финансируя дефицит бюджета путем увели­чения денежной массы, государство облагает население специфичес­ким инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу для оплаты приобретаемых товаров и услуг, правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей. Это означает фактическое изъятие части их реального дохода в пользу государства. С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет, которые оказываются не в состоянии реально обеспечить ра­стущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыски­вать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к эмис­сии денег. Это еще в большей степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны.

В-шестых, негативные последствия инфляции проявляются и в об­ласти внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно ска­зывается на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцени­ванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит со­кращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны стано­вится отрицательным. Для покрытия дефицита платежного баланса государству приходится использовать золотовалютные резервы, а за­тем, когда эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную ва­люту. Последняя мера, хотя и усиливает экспортные возможности эко­номики, но создает трудности в развитии отраслей, потребляющих импортные товары или сырье.

В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффек­тивного функционирования национальной экономики, ухудшает усло­вия жизни большей части населения страны, углубляет имуществен­ное неравенство между людьми и усиливает социальную напряжен­ность в обществе.

Безработица также несет с собой многие негативные последствия.

Во-первых, в связи с отторжением от производства определенной части работников потенциально возможный выпуск продукции обще­ство безвозвратно теряет. Отставание реального ВНП от потенциаль­ного его объема характеризует эти потери. Известный ученый А.Оукен вывел закон, названный его именем, согласно которому повышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 % дает отста­вание объема ВНП на 2,5 %.

Во-вторых, большие экономические потери терпят граждане, осо­бенно те, кто оказывается отторгнутым экономикой и становится без­работным.

В-третьих, безработица, особенно циклическая, не только экономи­ческое бедствие, но и социальное. Выброшенность человека «за борт» часто ведет к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению беспорядков и преступности, росту смертности людей.

Современную рыночную экономику характеризует и такие явления как сосуществование безработицы и вакансий (свободных рабочих мест).

Это объясняется несовпадением уровня подготовки ищущего работу и требований нанимателя, а также асимметрией информации на рынке труда.

Безработица имеет слишком негативные социальные последствия, поэтому МОТ в своих документах рекомендует всем странам разраба­тывать специальные программы по регулированию занятости и безра­ботицы [1, c.87].

1.4. Формы взаимодействия инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

Английский экономист А. У. Филлипс первым попытался теорети­чески обосновать взаимосвязь между инфляцией и безработицей. В 1958 г. он выявил эмпирическую зависимость между ежегодным про­центным изменением номинальной заработной платы и долей безра­ботных в общей величине рабочей силы в Англии на протяжении 1861-1913 гг. Эту зависимость Филлипс представил в виде кривой с отрица­тельным наклоном, что свидетельствовало об обратной связи между рассматриваемыми переменными. Впоследствии кривая получила имя своего создателя. Другие экономисты в 50-60-е гг. исследовали более поздние статистические данные и подтвердили выводы своего коллеги [10, c.158].

Согласно кривой Филлипса (рисунок 1.7) в исследуемом периоде зара­ботная плата росла медленнее при высоком уровне безработицы и быс­трее — при более высокой занятости. Стабильность цен и низкая безра­ботица оказались несовместимыми целями: снижение безработицы до­стигалось ценой ускорения инфляции, а ее снижение увеличивало число безработных.

В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу трансформировали соотношение между зарплатой и безработицей в соотношение между ценами и безработицей. На графике это сдвиг ис­ходной кривой вниз. Новая кривая пересекала горизонтальную линию, соответствующую нулевому темпу роста цен. Норма безработицы в этой точке оказалась различной для разных стран.

Стабильную обратную связь между безработицей и инфляцией мож­но объяснить двумя моментами. Во-первых, общим для страны рынком труда, представляющим собой совокупность отраслевых и региональ­ных рынков труда. В экономике с растущим уровнем деловой активно­сти в некоторых сегментах рынка труда полная занятость достигается раньше. Это ведет к росту заработной платы и, как следствие, к росту издержек, а значит, и цен на конечную продукцию. В то же время в дру­гих сегментах все еще сохраняется низкий уровень занятости. Рынок труда не может быстро приспособиться к происходящим изменениям. Для того чтобы безработные приобрели квалификацию, пользующую­ся на данный момент спросом, потребуются время и значительные де­нежные затраты. Кроме того, перемещение рабочей силы в растущий сегмент могут сдерживать географические и социальные факторы. Все это объясняет существование безработицы одновременно с растущим уровнем цен. Во-вторых, профсоюзы, особенно в развитых странах, об­ладают достаточно сильной и реальной властью, которую легче реали­зовать по мере приближения экономики к состоянию полной занятос­ти. Растущая деловая активность ведет к расширению спроса на труд и усиливает стремление профсоюзов добиваться повышения зарплаты. Наниматели, вынужденные считаться со снижением количества неза­нятых в экономике, идут на уступки и повышают заработную плату, что ведет к росту издержек, а следовательно, и к росту цен на товары.

В 60-е гг. кривую Филлипса рассматривали как описание возможных комбинаций темпов инфляции и уровня безработицы, вдоль которого располагается сфера действий политиков. Например, стимулирующие кредитно-денежная и фискальная политика, проводимые с целью рас­ширения совокупного спроса и снижения безработицы, приведут к уси­лению инфляции. И наоборот, меры, предпринимаемые с целью сниже­ния инфляции, приведут к росту уровня безработицы.

Однако в конце 60-х гг. появились сомнения относительно стабиль­ности кривой Филлипса. Во многих странах рост темпов инфляции не сопровождался снижением уровня безработицы, а начало 70-х гг. при­несло одновременный рост инфляции и безработицы. Все это позволи­ло сделать вывод о существовании не одной устойчивой кривой Фил­липса, а целого семейства краткосрочных кривых, т. е. в долгосрочном периоде кривая сдвигается вправо. Это происходит потому, что инфля­ция «съедает» прирост номинальной заработной платы. В результате снижаются предложение труда и занятость. Предприниматели из-за действий профсоюзов не имеют возможности снизить зарплату и для сохранения своих прибылей повышают цены, одновременно ограничи­вая прием новых работников.

Для объяснения взаимосвязи между инфляцией и безработицей в дол­госрочном периоде используется теория естественного уровня безрабо­тицы, предложенная в 1967 г. американским экономистом М. Фридма­ном. В соответствии с ней поддерживать умеренные темпы инфляции в течение длительного периода можно только при естественном уровне безработицы, который в настоящее время составляет в экономически развитых государствах около 7 % рабочей силы. Эта теория в начале 80-х гг. была с успешно применена в США и Англии, что привело к сни­жению темпов инфляции в этих странах [14, c.108].

Глава 2. Взаимосвязь и регулирование инфляции и безработицы. политика социальной защиты

2.1. Антиинфляционная политика и ее основные компоненты

Белстат, в течение года неустанно фиксировавший ценовые рекорды страны, подвел неутешительные итоги: за 12 месяцев инфляция составила 108,7%. Практически столько же, если отбросить «сто», и было запланировано правительством в конце 2010 года.

Превзошедший все ожидания рост цен стал самым высоким за последние 11 лет. Как свидетельствуют данные Белстата, выше прошлогодней инфляция в последний раз была в 2000 году — тогда годовой рост цен составил 168,6%. Впрочем, тогда это был ощутимый прогресс по сравнению с сумасшедшими 90-ми, когда инфляция измерялась сотнями процентов. Например, по итогам 1995 года она составила: 709,3%.

Интенсивнее всего в прошлом году дорожало продовольствие, оно в совокупности прибавило 125%. Второе место — у непродовольственных товаров: рост на 112%. Среди товаров, перечисленных для примера Белстатом, наиболее значительно выросли цены на рыбные консервы (на 185,9%), рыбу и морепродукты (171,5%), растительное масло (157%), велосипеды и мотоциклы (146%), синтетические моющие средства (143%), парфюмерно-косметические товары (138,4%).

Но если покопаться в данных статистики, можно найти и те товары, которые подорожали в 3 с лишним раза, например зефир (на 212%).

Впрочем, у каждого белоруса свои представления о росте цен. Обыватель порой лучше статистиков помнит, сколько стоила упаковка его любимого кофе год назад и сколько — теперь.

Несколько снизился совокупный уровень инфляции только за счет услуг, подорожание которых в целом за год составило 64,9%. Абсолютный рекордсмен в этой сфере — международные железнодорожные перевозки: цены на билеты выросли почти в 3 раза (на 195%).

Почти не отстают от железной дороги услуги воздушного транспорта (на 162%) и дошкольных учреждений (на 189%).

По понятным причинам в последние месяцы 2011 года темпы инфляции замедлились, так что по итогам декабря мы имели прирост цен на 2,3%. В январе эта тенденция, вероятно, сохранится. Во всяком случае, за первую декаду нынешнего месяца, по последним данным Белстата, мы накопили только 0,5%. То есть можно предположить, что месячный рост составит около 1,5%.

Совсем ничего по сравнению с тем, что творилось в прошлом году, но очень много по нормальным экономическим меркам. Запаса прочности для выполнения прогноза на 2012 год такие темпы, кстати, почти не оставляют. Для того чтобы вписаться в запланированные правительством рамки инфляции на уровне 18-22%, нужно, чтобы среднемесячный рост цен не превышал 1,6-1,8% [23].

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

  3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения.
  4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся еще в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже, чем у наших соседей.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране.

В текущей ситуации инфляция обусловлена скорее немонетарными факторами, в частности, высоким уровнем монополизма и коррупции в экономике, административным регулированием цен, различными региональными барьерами, а также особым менталитетом белорусских предпринимателей и др.

Из-за наличия барьеров на вход количество компаний, которые занимаются производством или распределением конкретного товара или услуги на рынке региона, ограничено, поэтому существующие предприятия используют свое монопольное положение с целью получения дополнительных, далеко не всегда обоснованных, доходов за счет повышения цен и тарифов.

В результате в первую очередь страдает рядовой потребитель. Ведь цены повысить гораздо проще, чем эффективность производства и производительность труда. Иными словами, если та или иная компания занимает монопольное положение, потому что у нее есть некоторые договоренности с властями, у нее нет стимула снижать издержки и работать более эффективно.

Таким образом, текущий уровень цен в целом в Беларуси выше, чем мог бы быть при существовании более интегрированного общестранового рынка и при более высокой конкуренции на региональном уровне.

Специфической особенностью, усиливающей инфляцию Республики Беларусь является зависимость цен на внутриреспубликанском уровне от цен на энергоносители, которые импортируются из стран СНГ. В результате происходит раскручивание спирали «цена-выпуск» [18, c.24].

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси.

Основой антиинфляционных мер

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т. е. меры по социальной защите населения путем компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Этот комплекс можно подразделить на две груп­пы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и мето­ды долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткос­рочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосроч­ного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по исте­чении продолжительного времени.

Первый компонент такой стратегии — уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами ме­тодов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной сис­темы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия боль­шинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии — долгосрочная де­нежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами — введение жестких лимитов на ежегод­ные приросты денежной массы.

Третьим компонентом антиинфляционной стратегии является бюд­жетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

Еще один блок антиинфляционной стратегии — защита националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика огра­ничения импорта инфляции).

Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного ба­ланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной не на уст­ранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных меха­низмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение те­кущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер [8, c.122].

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различных блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционную по­литику, политику доходов и политику валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Особенность дей­ствия дефляционной политики заключается в том, что она, как прави­ло, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший эле­мент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявля­ется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии — это барьер, ограничивающий любую де­ятельность правительства независимо от состояния бюджета, интен­сивности капиталовложений, уровня безработицы и т. п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка. Первая из них — регулирование учетной ставки процента. Под ней по­нимается процент за кредит, который национальный банк предостав­ляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вме­сте с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости де­нег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики цент­рального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается де­нежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взай­мы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент — операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государ­ственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Про­давая государственные долговые обязательства, центральный банк со­кращает денежную массу, а покупая — увеличивает. Отметим, что два первых регулятора, используемые центральным банком (ставка про­цента и норма резервирования), задают всей банковской системе неин­фляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обяза­тельствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балан­сирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает ак­цент на контроле над ценами и заработной платой. Она используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высоки­ми и быстро растущими производственными издержками. Главной це­лью этой политики является достижение стабильности цен. К антиин­фляционным мерам относятся:

  • длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, часто производимые в ус­ловиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т. е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспорт­ные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира;
  • добровольное регулирование доходов. Здесь государство направ­ляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкива­ет их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или кол­лективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, на­правленный на стабилизацию обменного курса национальной валю­ты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса стано­вится фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком да­леко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основны­ми антиинфляционными мероприятиями являются: 1) гласное и ши­рокое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного до­верия и поддержки; 2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего за­имствования; 3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджет­ного дефицита; 4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере; 5) стимулирование экспорта и торможение импорта различны­ми средствами; 6) по мере подавления инфляции и роста золотова­лютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация со­ответствующих сфер экономической деятельности [2, c.88].

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфля­ционной политики и денежная реформа. К институциональным относят­ся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффектив­ного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эф­фективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавли­вая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

Направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако се­годня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному (или первоначальному) успеху антиинфляционных дей­ствий помогают следующие условия: 1) приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом и популистскими обещаниями обществу; 2) потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять лю­бым социально-экономическим или лоббистским группам как «жирую­щим» на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; 3) помощь международных финансовых органи­заций или наличие договоренности о реструктуризации существующего долга с кредиторами; 4) относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связан­ных с проводимой антиинфляционной политикой; 5) доверие большин­ства населения к правительству и готовность поддерживать его антиин­фляционные меры; 6) обеспечение частичной компенсации потерь наи­более низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений; 7) использование набора конкрет­ных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не уще­мить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно; 8) умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: профсоюзами, поли­тическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и дру­гими общественными организациями о поддержке его экономической политики; 9) психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием по­кончить с высокой инфляцией [12, c.96].

2.2. Основные формы государственного регулирования занятости

Общее представление о динамике уровня безработицы в Республике Беларусь за 2000-2010 гг. можно получить из следующего графика.

Следует отметить, что в Республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. По состоянию на 01.01.2011 г. на 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий — специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно [3, c.6].

В январе-сентябре 2011 г. в экономике Республики Беларусь было занято 4 653,2 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в январе-сентябре 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2011 г. составила 30,1 тыс. человек, что на 16,3% меньше, чем в сентябре 2010 г.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец сентября 2010 г. – 0,8%).

Необходимо также отметить, что за общими цифрами страновой безработицы скрываются значительные внутрирегиональные различия.

Для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан установлены дополнительные гарантии занятости, предпринимаются меры по стимулированию нанимателей к приему их на работу. Однако проблема трудоустройства таких граждан (в том числе инвалидов, молодежи и женщин) не теряет остроты. По-прежнему довольно проблемной является ситуация с занятостью в малых городах и поселках.

Кроме того, по причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров занятости доходят далеко не все безработные. В основном туда обращаются бывшие государственные чиновники, так как размеры их пособий по безработице привязаны к размерам последней заработной платы. Процент людей, которые не дошли до центров занятости опередить трудно, или практически не представляется возможным.

Таким образом, уровень реальной безработицы остается неизвестным.

Основной причиной безработицы в Республике Беларусь

Таким образом, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая или системная безработица).

Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства — безработица — уменьшение общего уровня доходов — снижение совокупного спроса — падение производства — безработица и т.д.

регулирующего воздействия на безработицу

принципами

  • добровольность занятости;
  • равные возможности занятости для всех граждан;
  • содействие трудовой мобильности;
  • социальное партнерство как осуществление государственной поли­тики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
  • обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах.

Первая форма — социальное страхование по случаю потери работы. Оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума за­работной платы. Такие системы действуют более чем в 70 % развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы.

Вторая форма — вспомоществование — применяется чаще по от­ношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице различны в различных странах. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный.

Активный тип политики занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: 1) повышение спроса на рабочую силу; 2) сокращение предложения рабочей силы.

Первый метод осуществляется мерами как общеэкономического ха­рактера, так и мерами по созданию нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы выс­тупают:

  • установление большей свободы и самостоятельности работодате­лей в решении вопросов занятости (условия приема — увольнения, гра­фики работ и т. п.);
  • льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спро­са рабочей силы;
  • для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
  • дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентос­пособностью (молодежь, инвалиды);
  • обучение и переобучение.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются:

  • общественные работы;
  • надомные работы;
  • разделение рабочего места;
  • занятость по вызову и др [4, c.136].

Общественные работы, используемые все шире, берут свое начало со времен «великой депрессии». Они появились в США там, где су­ществовала необходимость трудоемких работ, не требующих специ­альной квалификации. Затем общественные работы стали прово­диться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель — включение безработных в актив­ную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах по­лучают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 сред­ней по стране.

Общественные работы — это общедоступные виды временного тру­доустройства, не требующие специальной профессиональной подго­товки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности.

Второй метод, применяемый при активном типе регулирования за­нятости, в отличие от первого, основан номерах по сокращению предло­жения рабочей силы на рынке труда. Они проводятся по ряду направ­лений.

1. Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Квалифицированные кадры — один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадро­вые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответ­ствующими вложениями в подготовку кадров.

2. Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.

3. Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечит ее боль­шую продуктивность завтра.

4. Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.

5. Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режи­ме работы или при досрочном оставлении ее. Такие меры также способ­ны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда [9, c.198].

2.3. Сущность политики социальной защиты и ее основные методы

В структуру социальной политики входит политика социальной за­щиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых госу­дарством для создания и регулирования условий, обеспечивающих за­щиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объек­тивным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, меж­национальные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т. п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкрет­ных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях соци­ального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Главными принципами политики социальной защиты являются:

  • гуманность;
  • адресность защиты;
  • всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к раз­ным социально-демографическим слоям населения;
  • интеграционность различных частей системы в единое целое;
  • гибкость системы;
  • надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через дан­ную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: де­нежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоя­тельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безрабо­тице и т. п.), а в натуральной она реализуется в виде, скажем, бесплат­ных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т. п.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разно образием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляющееся.

Основными

  • социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катаст­рофы на ЧАЭС и т. д.);
  • социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;
  • социальная поддержка — это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др.

Для стран с социально ориентированной экономикой рыночного типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степе­ни проявляется в системе социальной защиты — в ее адрестности, гибкости и надежности, т. е. в том ощущении защищенности, кото­рое она создает для человека в современном, полном рисков обще­стве [7, c.125].

Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе «О занятости населения Республики Беларусь» и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

социальная защита безработных в РБ имеет и существенные недостатки

Таким образом, в стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

Глава 3. Пути преодоления стагфляции и безработицы в Республике Беларусь

Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, необходимы результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы. В большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д.

Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.

Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае — трансформацией экономической системы государства).

В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

Поэтому необходимо разработать следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  • политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  • расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  • разрешение трудовой эмиграции;
  • активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения необходимо совершенствовать нормативную базу по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

повышения инвестиционной активности

  1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
  2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
  3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест.

Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;
  • регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • повышения качества создаваемых рабочих мест;
  • предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей,

формирование механизма финансирования создания рабочих мест.

Генеральная схема создания рабочих мест, Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда

  • достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;
  • возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;
  • возможность самостоятельного индивидуального обучения;
  • ориентация на конечный результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель — укрепление учебно- методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.

Таким образом, многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).

Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

  • а) создание развитого рынка жилья;
  • б) увеличение масштабов жилищного строительства;
  • в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы

бороться с

Способами увеличения спроса являются:

  1. стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них;
  2. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

С целью предотвращения стагфляции или смягчения ее последствий

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика).

Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса

сбивать темпы стагфляции

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

  • установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
  • установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями.

Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в Беларуси рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему Беларуси, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

  • создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
  • создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Заключение

Подводя итог рассмотрения существующего положения дел по проблематике инфляционных процессов и безработицы в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы: инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке.

Причины возникновения инфляции: монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства; сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции; рост государственных расходов.

Различают следующие типы инфляции: в зависимости от формы проявления — подавленную и открытую; в зависимости от характера (темпов роста цен на рынке) – ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; по степени предвидения – ожидаемую и неожидан­ную.

Безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, же­лая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной.

Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истин­ная.

Английский экономист А. У. Филлипс первым попытался теорети­чески обосновать взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Эту зависимость Филлипс представил в виде кривой с отрица­тельным наклоном, что свидетельствовало об обратной связи между рассматриваемыми переменными. Согласно кривой Филлипса в исследуемом периоде зара­ботная плата росла медленнее при высоком уровне безработицы и быс­трее — при более высокой занятости.

В среднем за 2000-2010 гг. численность безработных в РБ уменьшалась за год на 10,1%, что является несомненно положительной динамикой. Причем на протяжении всего анализируемого периода число безработных женщин превышало число безработных мужчин почти в два раза.

Следует отметить также, что в Республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. По-прежнему довольно проблемной является ситуация с занятостью в малых городах и поселках.

Кроме того, по причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров занятости доходят далеко не все безработные. Процент людей, которые не дошли до центров занятости опередить трудно, или практически не представляется возможным. Таким образом, уровень реальной безработицы остается неизвестным.

Для ограничения безработицы в РБ необходимо разработать следующие законодательные и экономические меры:

  • политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  • расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  • разрешение трудовой эмиграции;
  • активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Рост цен начиная с 2000 года имел ниспадающую тенденцию до 2008 года, когда уровень инфляции составил по сравнению с 2007 годом 14,8%, уже к 2010 году данный показатель снова снизился до 7,8%. Однако индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2011 г. составил 108,1%, с декабрем 2010 г. – 204%. Т.е. наблюдается резкий скачок уровня цен.

Специфической особенностью, усиливающей инфляцию Республики Беларусь является зависимость цен на внутриреспубликанском уровне от цен на энергоносители, которые импортируются из стран СНГ. В результате происходит раскручивание спирали «цена-выпуск».

К первоочередным мерам по снижению темпов инфляции относятся следующие:

  • обеспечение страны в достатке продовольствием;
  • воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным;
  • налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями;
  • определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства;
  • создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/sistemnyiy-analiz-problemyi-inflyatsii/

1. Авраменко, А.И. Экономическая теория 2-ое изд. / А.И. Авраменко. — Минск: Академия МВД РБ, 2004. — 252 с.

2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — Минск: Книжный дом, 2004. — 608 с.

3. Гимпельсон, В. Страх безработицы: опыт межстрановых сопоставлений. // Вопросы экономики. – № 2. – 2010. – С.6-8.

4. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. — Минск: ООО «Новое знание», 2002. — 289с.

5. Казаченко, Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Казаченко // Вестник БГЭУ. — 2009. — № 6. – С.5-11.

6. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В.Д. Камаев. — Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. — 384 с.

7. Легина П. Пошел новый отсчет. // Белорусы и рынок. — №2 (986).

– 2012.

8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3).

Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.

9. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. — Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. — 377 с.

10. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. — Минск: Тесей, 2005. — 320 с.

11. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. — Минск: Вышэйшая школа, 2007. — 480 с.

12. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. — Минск: Новое знание, 2002. — 244 с.

13. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 275 с.

14. Макроэкономика: учеб. пособие / Агапова Т.А., Серегина Ф.С. – М: Новое знание, 2008. – 221 с.

15. Макроэкономика: учеб. пособие / Селищев А. С. – СПб., 2007. – 169 с.

16. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 644 c.

17. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: . by. — Дата доступа: 12.12.2011.

18. Панфилова, Е. Подходы к моделированию инфляции: теория, опыт, направления развития / Е. Панфилова // Веснiк БДЭУ. — 2007. — № 6. – С.24-28.

19. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. — Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005. — 407 с.

20. Садовская М. Уровень безработицы снижается. // Белорусы и рынок. — №29 (964).

– 2011.

21. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. — Минск: ООО Новое знание, 2000. — 664 с.