Страховые пенсии по инвалидности

Курсовая работа

во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений

социального обслуживания по организации социальной поддержки людей;

во-вторых, необходимостью изучения проблем людей инвалидов и поиск

наиболее эффективных способов по их решению;

в-третьих, необходимостью усиления социальной поддержки населения,

особенно, его наиболее уязвимых слоев.

Прежде всего, важна социальная защита инвалидов, которая осуществляется,

в первую очередь, с помощью постоянных денежных выплат-пенсий. Различные

компенсационные выплаты также способны помочь нуждающимся слоям населения.

Пенсия по инвалидности наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в

нашей стране, так и в других странах.

Одним из важнейших элементов федеральной системы социального обеспечения

России является пенсионная система.

В 2012 году число пенсионеров в РФ впервые превысило 40 миллионов

человек. Подавляющее большинство из них (свыше 90%) получали пенсию в

соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в

Российской Федерации». Все пенсии которые выплачивались на основании этого

закона именовались трудовыми пенсиями, так как они устанавливались в связи с

трудовой деятельностью.

Почти для всех нетрудоспособных граждан пенсия является основным

источником средств к существованию. Без хорошей пенсионной системы, отвечающей

интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионный

период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система

социального обеспечения.

Степень разработки проблемы анализ литературы, нормативно-правовой базы,

статистических данных по теме исследования указывает на то, что социальная

работа находится под пристальным вниманием как законодателей, так и социальных

служб. В работах Сивкова Е.В. «Пенсия в России» и Долженковой Г.Д.

«Право социального обеспечения», а также Беликовой Т.Н., Минаевой

Л.Н.

Целью выпускной квалификационной работы является: изучение сущности пенсии по

инвалидности; рассмотреть ее виды; разработать предложения по

усовершенствованию законодательства, в области пенсионного обеспечения лиц,

14 стр., 6812 слов

Правоотношение по обеспечению социальных пенсий

... Цель курсовой работы изучить правоотношение по обеспечению социальных пенсий. Задачи курсовой: выявить теоретические основы системы пенсионного обеспечения, рассмотреть сущность и виды социальных пенсий. пенсия социальная государственное обеспечение 1. Теоретические основы системы пенсионного обеспечения 1.1 Пенсионное правоотношение Пенсионное правоотношение -- ...

обратившихся за назначением трудовых пенсий по инвалидности.

раскрыть понятие инвалидности, рассмотреть виды групп инвалидности,

охарактеризовать сущность пенсий по инвалидности.

рассмотреть механизм исчисления и выплат пенсий по инвалидности.

исследовать деятельность Управления Пенсионного Фонда России, а именно

отдела назначения и перерасчета пенсий при обращении граждан за назначением

трудовых пенсий по инвалидности;

проанализировать полученные выводы и внести предложения по усовершенствованию

пенсионного законодательства в области выплаты трудовой пенсии по инвалидности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных

правоотношений в области назначения и выплаты трудовой пенсии по инвалидности.

Предметом исследования являются условия назначения трудовой пенсии по

инвалидности, размер пенсии, порядок выплаты. Федеральный закон Российской

Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон «О

государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указ Президента

РФ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и

инвалидами с детства первой группы»

Теоретическую основу исследования составили научные труды и исследования в

области пенсионного законодательства и обеспечения.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации,

Трудовой кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие

федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской

Федерации, а также иные подзаконные акты, регулирующие пенсионные отношения.

Эмпирическую базу исследования составляют опубликованная практика судов

Российской Федерации по отдельным вопросам правового регулирования трудовых

пенсий по инвалидности.

Методологической основой выпускной квалификационной работы выступили общие

методы познания, как: системное и комплексное исследование, историческое

исследование, дедукция и индукция, анализ и синтез, а также специальные методы,

применяемые в области правоведения, как: толкование закона, сравнительный

анализ, методы аналогии права и аналогии закона.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,

заключения, списка источников и литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/strahovaya-pensiya-po-invalidnosti/

Глава 1.

Общая характеристика пенсий по инвалидности

1 История

развития пенсионного обеспечения

Историю пенсионной системы принято отсчитывать с XVIII-XIX веков. В то

время шел переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных

категорий государственных служащих к пенсионным механизмам, охватывающим всех

4 стр., 1785 слов

Этапы формирования Российской пенсионной системы

... “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы. Российский пенсионный закон 1990 г. ...

граждан страны. Наиболее передовыми здесь были страны Европы — Франция,

Великобритания и Германия, в которой появилась первая полномасштабная

пенсионная система, благодаря реформам «железного канцлера» Отто Бисмарка.

В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. У

нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили

военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году

Морскому уставу, по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена

премия по старости.

Начинания Петра I в свое время были одними из самых передовых в Европе,

однако дальнейшие реформы шли не так успешно. Пенсионная система, охватывающая

всех государственных служащих, сложилась в России только во второй половине XIX

века. Так, с 1853 г. по 1868 г. было произведено 127965 пенсионных назначений

на 16 млн. 493 тыс. 391 руб. 71 коп.

В 1828 году один пенсионер приходился на

4,5 служащих, в 1843 году уже на 2,5 служащих, а в 1868 году — на одного

служащего. То есть уже тогда Россия столкнулась с одной из самых серьезных

проблем пенсионной системы, которая весьма актуальна и сегодня, — высокое

финансовое бремя, создаваемое перераспределительным механизмом, когда

пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих.

Эта проблема

приводит к тому, что государство вынуждено либо сокращать число получающих пенсионное

обеспечение (например, за счет подъема пенсионного возраста), либо уменьшать

размеры пенсионных выплат. Неудивительно поэтому, что попытки сделать

пенсионное страхование всеобщим в дореволюционной России фактически ни к чему

не привели и введенное в 1912 году для всех рабочих социальное страхование было

совершенно ничтожным по размеру.

Необходимо отметить одну важную особенность, что уже тогда, в период

предреволюционного экономического подъема, российское общество пыталось найти и

другие механизмы пенсионного обеспечения, которые сегодня можно отнести к

категории добровольного пенсионного страхования.

Такие пенсионные системы предназначались, как правило, для определенных

категорий работников и служащих, работодатели которых брали на себя ответственность

за их социальное обеспечение. Строились такие системы на более прогрессивных по

отношению к перераспределительным механизмах — механизмах накоплений,

предусматривающих инвестирование накапливаемых на лицевых счетах будущих

пенсионеров средств.

Пенсионная система в СССР, несмотря на особый политический путь страны,

формировалась в русле общемировых тенденций, разве что только с существенным

опозданием: в 1956 г. право на пенсию по старости получили все рабочие, а в

1964 г. — колхозники. Пенсионная система в СССР, как и в других странах,

строилась на перераспределительных принципах «солидарности поколений».

В условиях экономического и демографического подъема, характерного для

конца XIX века — 70-80-х годов XX века, перераспределительная система была эффективной

и экономически оправданной. За счет постоянного роста числа плательщиков и

6 стр., 2981 слов

Пенсия по инвалидности

... порядке, утверждается Правительством Российской Федерации. 3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, ...

увеличения их совокупных доходов удавалось поддерживать относительно высокий

уровень социальных выплат.

Нормативно-правовое регулирование

Пенсионное социальное обеспечение граждан определено принятием

федеральных законов: № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном

обеспечении в Российской Федерации»; № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном

пенсионном страховании в Российской Федерации»; № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых

пенсиях в Российской Федерации».

В российском законодательстве права инвалидов

зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод

человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.,

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря

1993г., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» от 24 ноября 1995 г.

, Основы законодательства Российской

Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным советом Российской

Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента РФ «О дополнительных мерах

государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию

доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.

постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О

научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от

5 апреля1993 г. и др. Так же в соответствии с Федеральным Законом № 4468-1 от

12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в

органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по

контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», был установлен круг лиц

обладающих правом на пенсию по инвалидности, а так же определен порядок ее

исчисления.

ВВЕДЕНИЕ , В последние годы в Российской

Федерации на смену терминам «социалистическое

государство», «советское государство»

пришел термин «социальное государство»,

а понятия «благосостояние советского

народа», «рост жизненного уровня советских

людей», «все во имя человека — все для

блага человека» заменены понятием «социальная

защита населения».

В Советском Союзе проблема

социально-правовой защиты населения

как самостоятельная не рассматривалась,

поскольку внутренними характеристиками

социалистической системы были полная

занятость, бесплатные здравоохранение

и образование, гарантированность государственных

пенсий и т.д. [3]

Общепризнанно, что советский

человек был социально защищен сильнее

всех в мире, поэтому социальная защита

в тот период сводилась к узким вопросам

социального обеспечения граждан (пенсионное

обеспечение, государственное страхование

трудящихся, отдельные виды обеспечения

по государственному социальному страхованию).

Другое положение в современной

России, где подавляющее большинство населения

нуждается в социальной защите: к пенсионерам

и нетрудоспособным добавились миллионы

24 стр., 11891 слов

Инвалидность как социальная проблема мкф. социальные проблемы ...

... ИЗУЧЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ 1.1. Понятие «социальная проблема» Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современ­ное российское общество насыщено социальными ...

безработных, вынужденных переселенцев,

беженцев, демобилизованных военнослужащих,

безнадзорных и других лиц. Это следствия,

прежде всего, развала СССР, разрушения

экономики, межнациональных конфликтов,

катастрофического падения нравственности

в обществе и т.п.[7]

Прежде всего, важна социальная защита

инвалидов, которая осуществляется, в

первую очередь, с помощью постоянных

денежных выплат — пенсий. [11]

Различные компенсационные выплаты также

способны помочь нуждающимся слоям населения.

Многие виды социального обеспечения

и обслуживания, а также различные льготы

предоставляются в связи с наступлением

инвалидности. К ним относится и пенсия

по инвалидности.

Проблема пенсий по инвалидности имеет

ключевое значение для российской политики

в сфере социальной защиты населения по

ряду причин.

Во-первых, доля нетрудоспособного населения,

а также численность лиц, впервые признанных

инвалидами в России значительно возросла

с момента проведения первых реформ социальной

сферы в начале 90-х. В связи с прогнозируемым

старением населения можно ожидать, что

доля нетрудоспособного населения будет

продолжать увеличиваться. [7]

Во-вторых, социальное обеспечение представляется

чрезвычайно важным с точки зрения государственного

бюджета и фискальной политики, учитывая,

что в условиях реализуемых реформ системы

социальной защиты пенсии по инвалидности

продолжают в значительной степени финансироваться

на распределительной основе. [9]

В-третьих, информация о рисках потери

трудоспособности принимает все большее

значение для развивающихся страховых

рынков, поскольку понимание и наличие

достоверных оценок этих рисков является

необходимым условием для грамотного

ценообразования ряда страховых продуктов.

[4]

Наконец, для функционирования системы

как социального, так и частного страхования

необходимо понимание того, в какой степени

сегодняшний высокий уровень нетрудоспособности

отражает фактические проблемы здоровья

населения, а не усилия по извлечению дополнительных

расходов.

Инвалидов в нашей стране почти 11 млн.

человек. Их численность увеличивается,

что вполне закономерно, поскольку этот

процесс отражает условия жизни людей,

состояние охраны их здоровья, а они не

улучшаются. Уровень пенсии составляет

в среднем около 60% прожиточного минимума,

только каждый десятый инвалид имеет возможность

устроиться на работу, да и то, как правило,

на низкооплачиваемую.

Все инвалиды в нашей стране пока еще

получают какую-либо пенсию. Другими словами,

установление инвалидности влечет назначение

пенсии по инвалидности, если инвалид

не получает иную пенсию, например по старости.

[10]

Подобный подход к инвалидности и пенсии

19 стр., 9035 слов

Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: сущность, ...

... Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Он функционирует ... взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам. Провозглашенная в ...

существует в России с начала 1932 г. До этого

инвалиды труда подразделялись на 6 групп,

три из них (наиболее легких) не влекли

назначение пенсии, хотя инвалидность

определялась.

Все то, что сложилось ранее,

теперь изменяется, ибо трудовая пенсия

по инвалидности устанавливается в случае

наступления инвалидности при наличии

ограничений способности к трудовой деятельности

одной из трех степеней, определяемой

по медицинским показаниям (другие показания

не учитываются).

Актуальность данной

курсовой работы заключается в том, что

пенсия по инвалидности наиболее «ранний»

вид пенсионного обеспечения, как в нашей

стране, так и в других странах. Численность

пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности

в России, составляет около 5 млн. человек.

Проблема назначения пенсий

по инвалидности имеет ключевое значение

для российской политики в сфере социальной

защиты населения по ряду причин.[11]

Доля нетрудоспособного населения

в стране значительно возросла с момента

проведения первых реформ социальной

сферы в начале 90-х. Численность нетрудоспособного

населения в 2012 г. оценивалась примерно

в 4.7 миллиона человек (около 3% от общей

численности населения), что представляет

собой увеличение почти на 30% по сравнению

с 1985 г.

Социальное обеспечение представляется

чрезвычайно важным с точки зрения государственного

бюджета и фискальной политики, в особенности

принимая во внимание тот факт, что в условиях

реализуемых реформ системы социальной

защиты пенсии по инвалидности продолжают

в значительной степени финансироваться

на распределительной основе.

Информация о рисках потери

трудоспособности принимает все большее

значение для развивающихся страховых

рынков, поскольку понимание и наличие

достоверных оценок этих рисков является

необходимым условием для грамотного

ценообразования ряда страховых продуктов.

Наконец, для функционирования

системы как социального, так

и частного страхования необходимо

понимание того, в какой степени

сегодняшний высокий уровень

нетрудоспособности отражает фактические

проблемы здоровья населения, а

не усилия по извлечению дополнительных

доходов. [10]

Одновременно важно представлять

состав и особенности нетрудоспособного

населения, в частности, возможную степень

сокращения его численности при условии

благоприятного развития общей экономической

ситуации в стране.

Последний аргумент подчеркивает

важность проблемы связи между индивидуальным

стремлением к получению социальной помощи,

уровнем экономического благосостояния,

социальными и психологическими особенностями

получателя.

В результате одной из проблем

российской системы пенсионного обеспечения

11 стр., 5036 слов

Трудовая пенсия по старости

... инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О ...

по инвалидности является эффективность

предоставления пенсий и наличие системных

изъянов.

Целью курсовой работы является

изучение сущность пенсии по инвалидности,

рассмотрение ее видов, характеристика

различных разновидностей компенсационных

выплат.

1. раскрыть понятие и

особенности пенсионного обеспечения

по инвалидности в Российской

Федерации;

2. изучить порядок установления

пенсий по инвалидности

3. изучить виды пенсий

по инвалидности

4. выявить проблемы и

противоречия пенсионного обеспечения

по инвалидности;

Предмет исследования — пенсии

по инвалидности в Российской Федерации.

Теоретической и методологической

основой исследования явились труды российских

и зарубежных специалистов по изучаемой

проблеме.

По структуре работа состоит

из введения, двух разделов основной части,

заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Основные положения

В соответствии с законодательством инвалидом признается

лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким

расстройством функций организма, результатом

которых стали ограничение жизнедеятельности

и необходимость социальной защиты лица.

Данные расстройства могут быть вызваны

как заболеваниями, так и последствиями

травм либо иного рода дефектами здоровья.

Данное понятие установлено ст. 1 Федерального

закона «О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации». В этой же ст.

1 дается толкование понятия «ограничение

жизнедеятельности», под которым подразумевается

полная или частичная утрата лицом способности

или возможности осуществлять самообслуживание,

самостоятельно передвигаться, ориентироваться,

общаться, контролировать свое поведение,

обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

[7]

Признание лица инвалидом осуществляется

органами медико-социальной экспертизы.

Лицам, в установленном законодательством

порядке признанным инвалидами, устанавливается

одна из трех групп инвалидности, а ребенку

(лицу до 18 лет) устанавливается категория

«ребенок-инвалид».

Федеральный закон «О трудовых пенсиях»

в ст. 8 конкретизирует понятие инвалидности,

связывая его с ограничением способности

к трудовой деятельности I, II или III степени.

[3]

Наличие ограничения способности к трудовой

деятельности является обязательным условием

для назначения трудовой пенсии по инвалидности.

Данное положение законодательства связано

с предназначением трудовой пенсии по

инвалидности, целью которой является

компенсация гражданину способности к

трудовой деятельности, утраченной в той

или иной степени в результате расстройства

здоровья. [6]

Наличие ограничения к трудоспособности

и степень такого ограничения определяются

путем проведения медико-социальной экспертизы,

правом на проведение которой обладают

органы медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза представляет

46 стр., 22518 слов

Правовое регулирование трудовой пенсии по инвалидности

... пенсии по инвалидности; .анализ оснований назначения трудовой пенсии по инвалидности; .определение размера трудовой пенсии по инвалидности; .рассмотрение порядка перерасчета, индексации и корректировки размера трудовой пенсии по инвалидности; .анализ основ оформления трудовой пенсии по инвалидности; .рассмотрение особенностей выплаты трудовой пенсии по инвалидности. Объектом дипломной работы ...

собой определение в установленном порядке потребностей

свидетельствуемого лица в мерах социальной

защиты, включая реабилитацию, на основе

оценки ограничений жизнедеятельности,

вызванных стойким расстройством функций

организма, и осуществляется исходя из

комплексной оценки состояния организма

на основе анализа клинико-функциональных,

социально-бытовых, профессионально-трудовых,

психологических данных свидетельствуемого

лица с использованием классификаций

и критериев, разрабатываемых и утверждаемых

в порядке, определяемом Правительством

Российской Федерации.[15]

1) установление инвалидности, ее причин,

сроков, времени наступления инвалидности,

потребности инвалида в различных видах

социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ

реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности

населения;

4) участие в разработке комплексных программ

реабилитации инвалидов, профилактики

инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной

трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида

в случаях, когда законодательством РФ

предусматривается предоставление мер

социальной поддержки семье умершего.

В первую очередь речь идет о назначении

пенсии (в том числе трудовой пенсии) по

случаю потери кормильца. Принятые в результате

проведенных освидетельствований решения

органов медико-социальной экспертизы

являются обязательными для исполнения

всеми органами государственной власти,

органами местного самоуправления, а также

организациями независимо от организационно-правовых

форм и форм собственности.[11]

Пенсионное законодательство, которое

действовало до принятия Федерального

закона «О трудовых пенсиях», не предусматривало

степеней ограничения к трудоспособности,

а пенсия по инвалидности назначалась

с применением критериев групп инвалидности

  • инвалидности I, II и III группы.

В связи с этим п. 4 ст. 31 Федерального закона

«О трудовых пенсиях» установил положение,

в соответствии с которым в период с 1 января

2002 г. до 1 января 2004 г. назначение трудовых

пенсий по инвалидности лицам, имеющим

инвалидность I, II или III группы, осуществлялось

в соответствии с положениями законодательства,

предусмотренными для лиц, имеющих ограничение

способности к трудовой деятельности

I, II или III степени.