Социальная помощь молодой семье

Курсовая работа

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.

Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.

Самая продуктивная семья — молодая семья, а именно она и принимает на себя самые жестокие удары современной российской действительности.

Проблема молодых семей, актуальна для современной России. Так как главной её проблемой является — её устойчивость. Бытовая неустроенность, экономическая не самостоятельность семьи, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки, нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои, приводящие к распаду семьи, а вместе с тем увеличением числа неполных семей.

Так же данная проблема представляется весьма актуальной в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране. Проявляется в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте малодетных семей — по данным социологов, таких семей уже более половины, увеличении числа искусственных абортов; росте числа бесплодных супружеских пар — по данным ряда исследований, их число достигает 15-20% общего числа супружеских пар.) учитывая роль молодёжи в замещение уходящих поколений и воспроизводстве социально демографической структуры общества

Данная курсовая работа состоит из двух глав, которые включают в себя непосредственно технологии социальной помощи молодой семье, разъясняют её принципы и методы реализации. Большое внимание уделяется государственной социальной политике в отношении таких семей. Говорится о функциях семьи, а так же раскрываются проблемы , присущи именно этой категории семей.

6 стр., 2549 слов

Социальные гарантии

... и др. Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь. социальный финансирование индексация льгота 1. Социальные гарантии и механизм их реализации В рыночной социально-ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и ...

Для раскрытия темы курсовой работы были использованы такие источники литературы как: учебные пособия, справочники, журналы.

В основном тема молодых семей, их проблем и функций, наиболее широко освещена в учебно-справочной литературе. Она даёт определение семьи, её функций. Это учебное пособие Е.Б. Бреева Основы демографии и в учебном пособие Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. Проблемы семей отражены на страницах учебных пособий В.М. Целуйко Психология современной семьи, Социальная работа с семьёй а так же в разделах консультаций журнала «Студенческий меридиан», которые информируют и отображают специфику проблем встречающихся конкретно в молодых семьях. Социальная работа молодых семей и государственная семейная политика, были рассмотрены с помощью таки источников литературы как: Кабышева А.В. Пособие, компенсации, льготы матери и ребёнку. Е.А. Холостова. Социальная работа с семьёй и в учебном м пособии Основы социальной работы. Под редакцией. Н.Ф. Басова.

Целью данной курсовой работы является описание и анализ поддержки со стороны государства и социальной работы такой категории семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации, как молодая семья.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

описать функции семьи.

выделить основные социальные проблемы в молодых семьях.

рассказать о государственной семейной политике в отношение молодых семей.

показать основные направления социальной работы с молодыми семьями.

Глава 1. Брачно-семейные отношения и социальная работа

1.1 Функции семьи

Семья — это система социального функционирования человека.

Функции семьи — это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества (функции социальные), но поскольку семья — сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и свои функции. Все эти функции очень тесно переплетены и обеспечивают связи времен для развития человечества. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Функции семьи глубоко историчны: с течением времени меняется их характер и иерархичность, так, например, для молодой семьи важна биологическая — репродуктивная функция.

Репродуктивная (генеративная) функция — биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода.

Функция социальная. Общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна.

Тенденция к снижению рождаемости существует уже более 100 лет в России и во всем мире. В России последние 30 лет уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений.

В ближайшее время не ожидается повышения рождаемости. Причиной этого стали растущие материально-экономические трудности особенно развитые в молодых семьях. Так же резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщины, изменение систем ценностей: работа, дом, машина (ориентация на вещизм).

13 стр., 6375 слов

Меры социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

... малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не ...

Функция первичной социализации детей — постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

При достаточных психосоциальных контактах ребенка с матерью и отцом с рождения, особенно в первые годы жизни, ребенок вырастает гармоничной личностью. При воспитании ребенка, особенно с рождения, государством, при лишении его индивидуального общения, у него развивается социальная депривация, ведущая, как правило, к синдрому госпитализма — задержке физического и нервно-психического развития. Такие дети позже приобретают навыки ходьбы, разговорной речи, в последующем у них развиваются коммуникационные нарушения общения, личностные расстройства, трудности приспособления к жизни в обществе.

Близко к предыдущей стоит воспитательная функция семьи. Это и семейная, и общественная функция, от нее зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества.

Семья прививает чувство любви, формирует чувства привязанности, доверия детей и родителей, особенно велика роль семьи в воспитании нравственных чувств, что составляет эмоциональную основу семейных отношений: уважение к старшим, женщине, забота о младших, престарелых. Общество и семья имеют общие цели при воспитании эмоциональной культуры молодого поколения. Семья дает ребенку эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание, оценка поведения — залог правильного воспитания.

Каждая семья имеет свою субкультуру, направленную на отдельного человека.

Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов субъективного и объективного характера:

  • факторы макросреды (политические, экономические, демографические, психологические);
  • структура семьи;
  • материальный уровень семьи (доходы, жилищные условия, и т.д.);
  • личностные особенности родителей (социальный статус, уровень образования, общая культура, ориентации и установки на воспитание детей);
  • психологический климат в семье, взаимоотношения родителей и других членов, совместная деятельность родителей;
  • помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.

В настоящее время можно отметить определенное снижение воспитательного потенциала семьи.

Нравственному воспитанию способствует и досуговая функция. Досуг — часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, это смена деятельности, направленная в основном на приобщение детей к труду, на активное участие их в домашнем хозяйстве, что важно для подготовки к семейной жизни и укрепления связей поколений в семье. Это важный воспитательный, эмоциональный фактор для развития детей. Время, проведенное вместе с родителями, необходимо для повышения культурного, нравственно-эстетического уровня детей, развития их духовности.

Функции первичной социализации, воспитательная, эмоциональная, первичного социального контроля взаимосвязаны, направлены на воспитание личности ребенка. Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция заключается в обеспечении биологического существования семьи (пища, жилище, одежда и т.д.).

13 стр., 6394 слов

Социальная поддержка многодетных семей

... многодетных семей. Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 1.1 Многодетная семья. Понятия, виды, проблемы Семья ... разница в возрасте детей, свойственная для многодетных семей, влечет за собой постоянное наличие ... возвращение семье свойственных ей социальных функций, формирование экономических механизмов усиления и сохранения семьи ...

Жизнь в семье прежде всего связана с материальной обеспеченностью быта, совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, поддержке несовершеннолетних. Экономическая функция осуществляется по-разному. Характер ее зависит от социальной принадлежности семьи, экономического строя общества, характера потребностей. Эта функция вечна. Исторически семья была основной хозяйственной ячейкой общества.

Из-за негативных последствий перехода к рыночной экономике эта функция существенно изменилась. Удовлетворение семьи в материальных потребностях представляет большие затруднения для большинства семей. В настоящее время материальная функция семьи — накопление имущества, приобретение собственности, проблемы ее наследования вновь активизировались, повышается роль семьи в экономическом плане.

Сексуальная (гедонистическая) функция социального контроля; здорового секса.

Физическое удовлетворение — такая же естественная потребность для человека, как еда, пища и т.д., отсутствие которого может привести к тяжелым переживаниям и психосоматическим расстройствам. Нормальная регулярная половая жизнь необходима человеку для здорового образа жизни. Случайные половые контакты повышают опасность заразиться многими венерическими заболеваниями.

Правильное половое воспитание прежде всего должна дать семья, так как здоровая сексуальная ориентация — это залог сохранения репродуктивного здоровья.

Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи, прежде всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

Игнорирование или отказ от выполнения какой-либо функции семьи нарушает семейный образ жизни. Студенческая семья обладает успешной потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд переходящих социально — экономических, педагогических, и административно — правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.

2 Социальные проблемы молодой семьи

Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей также называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.

Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы.

3 стр., 1111 слов

Проблемы и перспективы страхования жизни в России

... страхования делятся на три группы: 1.Накопительное страхование жизни; 2.Рисковое страхование жизни; 3.Смешанное страхование жизни. В современных условиях страхование жизни является важным фактором эффективной работы экономики. Страхование ... тактическая программы деятельности государства в области развития страхования жизни Отмеченные проблемы являются препятствием для перехода российского страхового ...

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей, из них около 10 млн. молодых семей .

Молодые семьи относятся к типу семей социального риска (малообеспеченные семьи, студенческие семьи, в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи безработных; семьи военнослужащих срочной службы.), т.е которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Особенностью таких семей можно считать тот факт, что в ней наиболее обострены все проблемы, свойственные семье вообще. В определённом смысле современная студенческая семья обречена на неудачу в попытках самостоятельно устроить для себя и своих детей здоровый семейный образ жизни.

Можно сказать, что комплекс проблем таких семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы; социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».

Социально-экономические проблемы. К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Так, численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (в среднем на душу) в 2001 г. составила 39,9 млн руб. (27,6% от общей численности населения).

Особенно тревожным является тот факт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума были зарегистрированы в 58,4% семей, получивших пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, т. е. преимущественно в молодых семьях .

Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы.

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям.

Социально-психологические проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

2 стр., 512 слов

Проблема сохранения семейных отношений

... этот сложный момент. (61 слово) Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» Проблема семейных взаимоотношений прослеживается и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Дуняша Раскольникова очень ... Тараса Бульбы, героя одноименной повести Гоголя, товарищество и преданность родине были важнее семьи. Старый козак всех предателей призирал одинаково, даже если таким оказывался близкий ...

Как показывает анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению, решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;

2)социально-правовая работа и социальная педагогика.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу эмоциональных расстройств, проблем общения.

Проблемы стабильности современной семьи.

Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.

Проблемы этой группы также связаны с состоянием, динамикой, факторами рождаемости, ее социально-типологическим аспектами, а также состоянием и факторами планирования семьи.

Нестабильность семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов, особенно развитых в молодых семьях. Количество разводов достигло в 2001 г. 763,5 тыс., что на 135,8 тыс. больше, чем в 2000 г., это один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода.

Существуют данные, что наиболее часто разводятся супружеские пары, состоящие в браке: до 4-5 лет. Наибольшая интенсивность разводов приходится на возрастную группу 25-29 лет. Наиболее часто встречающийся возраст расторжения браков (модальный возраст) у мужчин — 28,8 года, женщин — 27,8 года . Сопоставление с периодизацией браков показывает, что наиболее опасный с точки зрения стабильности брака период — так называемые «совсем молодые браки» — (от 0 до 4 лет).

В этот период возникают трудности психологической адаптации, вхождения в роли мужа и жены, матери и отца, распределения обязанностей в семье, проблемы ведения общего хозяйства. Напряженность в отношениях увеличивается при появлении детей, жилищных и финансовых проблем.

Достаточно опасен с точки зрения вероятности разводов период «молодых браков» (5-9 лет), В этот время в связи с рождением и воспитанием детей бюджет времени супругов становится весьма напряженным, ограничивается отдых, досуг, возрастают нервная и физическая усталость и финансовые проблемы семьи. Остро встает проблема лидерства в семье и разделения труда. На первые 9 лет совместной жизни приходятся 64,5% распадающихся браков.

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару

В настоящее время в большинстве молодых семей наблюдается демографический переход от малодетной к преимущественно однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (предоставление льгот, квартир и т. д.) отошли в прошлое. Имея одного ребенка, родители осознают необходимость вложить в него максимум средств и сил — это в обязательном порядке расходы на обеспечение ему здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, повышения культурного уровня, приобретение вещей, социально необходимых для детей или подростков.

15 стр., 7054 слов

Особенности организации работы Управления Пенсионного фонда (на ...

... Фонде более 10лет. 90% сотрудников Пенсионного фонда России - женщины Пенсионный Фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2014. Режим доступа: http: //www.pensionreform.ru/. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально - значимых функций, таких как Анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Готовые рефераты. ...

Особенно велики расходы на достижение необходимого уровня образования.

Государство контролирует минимально необходимый уровень образования путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного, образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта требуют наличия максимально высококачественного образования, которое практически повсеместно теперь является весьма дорогостоящим.

Предпринимаются усилия для разработки теоретического обоснования мер, которые могли бы вызвать увеличение рождаемости, а также для осуществления пронатальной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики. Все попытки такого рода до сих пор были безуспешными.

Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере могут вызвать отрицательные последствия.

Так, убеждение в том, что при помощи довольно примитивной системы экономических и юридических мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т. д.) можно влиять на повышение рождаемости, заставляет властные структуры прибегать к масштабным программам, что лишь деформирует сложившую демографическую структуру, а вовсе не изменяет стратегию рождаемости.

Проблемы семейного воспитания.

В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими и проблемами стабильности семьи.

Проблемы семей «группы риска».

Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер.

Молодая семья в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Безработица, вечные материальные проблемы, влияют на социально-психологическое самочувствие членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

17 стр., 8335 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

... Пенсионного Фонда РФ; - Практическое значение курсовой работы заключается в том, что ее выводы и предложения могут оказывать содействие совершенствованию процесса функционирования пенсионного обеспечения в будущем. 1. Организационно-правовые основы функционирования Пенсионного фонда РФ Пенсионный фонд Российской федерации ...

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.

Глава 2. Государственная семейная политика

.1 Молодая семья как объект семейной политики государства

В самом общем виде семейную политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом. Значимый этап в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики связан с выходом Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Впервые семейная политика получила государственный статус, были определены цели, принципы и механизмы реализации ее основных направлений.

Целью семейной политики провозглашено обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций, а так же улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Были выделены четыре главных направления семейной политики:

1)обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи не трудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций);

  1. обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка экономической, репродуктивной и психологической функций);
  2. кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, психологической и сексуальной функций);
  3. усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной и психологической функций).

В целях обеспечения реализации Основных направлений государственной семейной политики предполагалось создать и укрепить в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики; обеспечить государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи; обеспечить своевременную и полную реализацию федеральных и региональных социальных целевых программ; создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики; проводить экспертизу законодательства Российской Федерации, разрабатывать предложения по обеспечению его соответствия принципам государственной семейной политики; осуществлять экспертизу законопроектов в целях оценки влияния принимаемых мер на положение семьи; разработать и реализовать программы правового просвещения семьи; обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей; проводить мониторинг положения российских семей; совершенствовать социальную и демографическую статистику; осуществлять сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения проблем семьи; проводить подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, в том числе социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов.

18 стр., 8763 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения

... Пенсионного фонда России. Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы курсовой работы. Цель курсовой работы - исследование состояния и функционирование Пенсионного фонда РФ как основного органа пенсионного ... работники. В период с 1991 по 2002 гг. в Российской Федерации использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в следующем: взносы в пенсионный фонд, ...

Концептуальные, методологические и правовые основы государственной семейной политики в последнее десятилетие получили дальнейшее развитие в российском законодательстве, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, иных официальных документах.

К базовым законам, закрепляющим права молодой семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс РФ (1995), федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Трудовой кодекс РФ (2001), федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2002).

Большое значение для правового обеспечения государственной семейной политики в отношение молодой семьи имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ (1994), Жилищного кодекса РФ (2004), Уголовного кодекса РФ (1996), Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1997); Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993); «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (1999), законы «Об образовании» (1992), «Об актах гражданского состояния (1997), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) и многие другие.

В деятельности государства по отношению к семье укрепляются позитивные тенденции. Складывается идеология государственной семейной политики. Конституция Российской Федерации включает положения, определяющие ответственность государства за поддержку семьи, материнства и детства. Принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. Поддерживаются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения. Сформирована концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Действует система семейных пособий, призванная смягчить негативное влияние социально-экономической ситуации в стране на уровень жизни семей с детьми. Определены главные направления государственной семейной политики. Формируются практические механизмы ее реализации, в том числе федеральные, отраслевые и региональные программы, направленные на решение наиболее острых проблем.

Государственная семейная политика особенно по отношению молодых семей, должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе социального партнерства и сотрудничества с государством, различными организациями. Особое внимание при этом уделяется обеспечению адресности и целенаправленности социальной поддержки на основе предоставления семьям разнообразных социальных услуг, расширения возможностей для самообеспечения семьи с опорой на собственные трудовые усилия, развития семейного предпринимательства, информационного обеспечения семей, изучения и прогнозирования социальных нужд.

Федеральным законом РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» были установлены следующие виды государственных пособий:

  1. пособие по беременности и родам;
  2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  3. единовременное пособие при рождении ребенка;
  4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  5. ежемесячное пособие на ребенка (до 16 лет, учащимся — до окончания обучения, но не старше 18 лет).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), постоянно повышается. Также меняется и размер единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в семьях, где средней душевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Малоимущие семьи с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь. Государственная социальная помощь может оказываться в виде денежных выплат: социальных пособий (определенная безвозмездно предоставляемая денежная сумма), субсидий (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам социальных услуг), компенсаций (возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством), а также в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

В дополнение к социальным гарантиям и льготам для семей с детьми, установленным на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации принимают меры поддержки семей с детьми по принципу нуждаемости. Разрабатываются и реализуются региональные программы социальной помощи.

В целях улучшения жилищных условий российских семей в 2002 г. начата реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675. В состав программы «Жилище» входят подпрограммы «Свой дом» и «Обеспечение жильем молодых семей».

Основным направлением подпрограммы «Свой дом» является использование ипотечного кредитования для приобретения жилья. В настоящее время перспективы ипотечного кредитования на приобретение и строительство жилья молодыми семьями связаны с проблемой общего совершенствования законодательной базы ипотечного жилищного кредитования. Важнейшей задачей является формирование механизмов ипотечного кредитования, позволяющих сделать его доступным для средней российской семьи, особенно молодой, вне зависимости от места проживания.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации. Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в формах предоставления молодым малообеспеченным семьям субсидий на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) предполагается развивать рыночные механизмы обеспечения жильем молодых семей без привлечения значительных объемов бюджетных средств. Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей будет предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.

Решению жилищных проблем семей посвящен ряд законодательных актов и программ, принятых в субъектах Российской Федерации,

Совершенствуются программы детского питания.

Дети первого-второго года жизни бесплатно обеспечиваются специальными молочными продуктами детского питания. Условия и порядок предоставления детского питания устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей. Однако в ряде территорий молочные кухни просто отсутствуют или в них нет этого детского питания.

Принимаются меры по улучшению пенсионного обеспечения.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности, засчитывается в страховой стаж (ст. 11 указанного закона).

Содействие работникам, имеющим детей, в сочетании трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей

Статьей 179В Трудового кодекса РФ (2002) предусмотрено, что при сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе в числе прочих отдается семейным лицам, имеющим двух и более иждивенцев, и лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

В Трудовом кодексе РФ зафиксировано, что работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Запрещается направлять беременных женщин в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные, нерабочие и праздничные дни. Расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Женщинам или лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцу, бабушке, деду, другим родственникам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения Им возраста 3 лет. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей).

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, по инициативе работодателя не допускается, за исключением ликвидации предприятия, несоответствия занимаемой должности и некоторых других.

В то же время не преодолена тенденция снижения доступности качественного образования, порождающая рост социального и территориального неравенства юных граждан. Остается острой проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Идет активное развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. При этом, несмотря на положительную динамику, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не может в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах.

Здесь перечислено законодательство относящееся к семьям малоимущим (к которым относятся молодые, студенческие и другие семи).

В отношении отдельных категорий семей действует ряд дополнительных законодательных актов. Это касается, прежде всего, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей безработных граждан.

Основные меры поддержки семей в субъектах Российской Федерации представлены, как правило, как региональными законами, так и региональными целевыми программами. Значительная часть предусмотренных мер содержится не в программах, адресованных семье, а в программах социальной защиты населения и адресной социальной помощи. Причиной такого положения является большая по сравнению с законодательным оформлением региональной семейной политики мобильность и гибкость программного метода, что особенно важно в отсутствие надежных и устойчивых источников финансирования. Кроме того, региональные программы являются инструментом реализации мер, предусмотренных соответствующими федеральными программами (особенно когда они сопровождаются финансированием из федерального бюджета).

Законодательное оформление семейной политики субъектов Российской Федерации находится в стадии активного становления. Целостная система нормативно-правового регулирования, предполагающая определение региональных целей, приоритетов, дополнительных к федеральным мандатам конкретных мер и механизмов реализации семейной политики с учетом остроты проблем семей, специфики социально-экономического и демографического развития региона, его финансовых и иных возможностей, еще далеко не сформирована.

В значительной степени недостатки правового регулирования региональной семейной политики определяются незавершенностью соответствующей нормативной правовой базы федерального уровня, передачей ряда федеральных мандатов поддержки семей на региональный уровень без соответствующего финансирования, отсутствием опыта законодательной работы на уровне субъектов Российской Федерации, кадровыми проблемами.

В то время как администрации многих субъектов Российской Федерации признают необходимость проведения семейной политики, в подавляющем большинстве регионов меры в отношении семьи принимаются без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически. Недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи.

Целесообразно уделить особое внимание разработке в субъектах Российской Федерации целевых комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по решению проблем демографического развития семей, социализации детей, пропаганды здорового образа жизни, профилактики семейного неблагополучия, социальных болезней.

.2 Основные направления социальной работы с молодыми семьями

семья социальный пособие репродуктивный

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются молодые семьи, студенческие семьи, безработных и мн.др.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции :

  • диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
  • охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
  • организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
  • социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);
  • прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, в целом можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем.

Диагностика семьи — трудный и ответственный процесс, который требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации;

клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента);

конфиденциальность, адекватность методов и методик;

соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Диагностика семьи — длительный процесс, который не допускает бесцеремонных поступков и непродуманных выводов.

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекиионных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.

Реабилитация — это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры.

Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.

В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Кроме того, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стационаре, выезд в семью по показаниям супервизора).

Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство).

В социальной работе этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания, в домашних условиях патронаж осуществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ресурсов.

Патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу.

Выделяют следующие этапы патронажа:

  1. Подготовка — предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования и т. п.
  2. Вступительная часть — непосредственное знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи.
  3. Сбор и оценка информации — выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; заполнение социальной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты.
  4. Заключение — резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены сообщение подробных адресов социальных служб.
  5. Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения и др.).
  6. Отчет — подробное описание результатов визита в акте обследования семьи; составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях патронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с внезапной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здоровья, работы, квартиры и имущества вследствие пожара и т.д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жизненной позиции, заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб.

В ряде случаев помимо описанных выше действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или отдельными ее членами, направленная на систему семьи в целом.

Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

Особого внимания требует возвращение женщины из кризисного центра в собственную семью, так как оно всегда сопровождается значительными трудностями. Данная ситуация ориентирует на концентрацию усилий для решения ряда психологических и практических задач: воздействие на чувства; помощь в преодолении низкой самооценки, страха перед будущим; организация материальной, экономической, юридической, бытовой поддержки.

Постепенно женщина вместе с семьей преодолевает трудности, внутренние конфликты, психологический дискомфорт и нервные срывы, обретает способность к осознанию резервов личностного роста. На этом этапе она нуждается в информации и советах. Задача специалиста (или специалистов) в процессе патронажа состоит в создании условий для формирования жизненной позиции и конкретных намерений женщины и ее семьи. Находясь рядом, сопровождая членов семьи в трудном процессе душевной работы над собой, необходимо исходить из того, что основную часть работы клиенты должны выполнять сами. Следовательно, деятельность социальных работников в ходе патронажа женщины и ее семьи должна по возможности сочетаться с различными консультативными и психотерапевтическими вмешательствами с применением методик активной работы с семьей.

Патронаж можно считать удачной формой не только закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей: индивидуальный (консультирование, патронаж), групповой (тренинг, проектирование) и общинный (социальные акции, социальное творчество, массовые праздники).

Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ребенка.

В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Просвещение родителей, других членов семьи как элемент профилактики может проходить и в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других.

В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуникативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов: пролог, восхождение, выработка индивидуальных тактик, их проигрывание, рефлексия, последействия.

Основные направления социальной работы с молодыми семьями .

Социально — бытовая помощь:

социальная поддержка на начальном этапе самостоятельной жизни.

Направленная на:

выявление и разрешение семейных проблем.

Социально-медицинская помощь:

консультирование совместно с социальным партнером;

индивидуальная и групповая (клубы) работа;

— тренажерные занятия

Направленные на:

планирование семьи, современные безопасные методы контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек;

  • сознательное материнство;

— осуществление физкультурно-оздоровительных занятий.

Социально-психологическая помощь:

группы взаимоподдержки, клубы, семейные праздники;

психологические консультации;

тренинги;

— психодиагностика и обследование личности женщин.

Направленные на:

привлечение к участию в них;

социально-психологический аспект становления ролевых функций в семье;

формирование семейных и супружеских отношений;

«женская консультация»;

создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;

выявление и разрешение скрытых конфликтных ситуаций;

— определение их психологического состоянияи возможности воспитания детей.

Социальнс-педагогическая помощь:

консультирование.

Направленное на:

детско-родительские отношения, индивидуальное развитие детей, методика семейного воспитания.

Социально-правовая помощь

консультирование и оформление документов.

Направленное на:

социально-правовые вопросы (гражданское, жилищное, трудовое, семейно-брачное законодательство, права детей и подростков).

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Для коррекции семейных взаимоотношений выбор технологий определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств — осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Заключение

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, делает первые шаги, познает первые радости и огорчения. Из семьи уходит в большой мир, к ней устремляется тогда, когда ему становится особенно неуютно.

Дети, которые выросли в дружной, любящей семье, на всю жизнь сохраняют чувство защищенности и стремятся передать это теплое чувство своим детям. Именно родители становятся первыми значимыми людьми в жизни маленького ребенка, его окном в мир, его примером и целью.

Судьба семьи всегда была тесно сплетена с судьбой нашей страны, отечественной культурой. Образ жизни семьи неразрывно связан с экономической, социальной, политической, духовной сферами жизнедеятельности общества и, в конечном счете, определяет образ жизни общества в целом.

Благополучная семья является основой эффективной деятельности государства. В ней поддерживается позитивный эмоционально-психологический климат, ставятся и достигаются цели, значимые как для семьи, так и в целом для всего общества, рождаются и воспитываются дети. Вся деятельность социального государства рассматривается сегодня как обеспечение нормального функционирования российской семьи, потому что семья — это источник неубывающей силы и энергии, который позволяет входящим в нее взрослым и детям жить, развиваться, преодолевать трудности, с оптимизмом смотреть в будущее.

Если попробовать описать роль семьи в нескольких словах, то это, прежде всего, любовь и внимание друг к другу, бережное отношение, уважение и поддержка. Социальная работа как раз и призвана, способствовать стабилизации семейного образа жизни, укреплению позитивных тенденций в жизнедеятельности института семьи в будущем, а так же влиять на благополучие семьи, активизировать и обеспечивать позитивную динамику семейных отношений

Анализ показывает, что в настоящее время расширяется практика предоставления социальных услуг семье и детям, повышается их качество и эффективность, все больше профессиональных специалистов направляют свою деятельность на улучшение социального самочувствия российской семьи. Однако такая социальная помощь семьи, не может решить все проблемы, она малоэффективна и практически не изменяет бедственного положения молодых семей.

Чтобы стабилизировать молодую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.

Тем самым повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи — а значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/subsidiya-dlya-molodoy-semi/

1.Басов. Н.Ф. основы социальной работы: Уч. Пособие для студ..:-М.2004.-288с.

2.Бреева.Е.Б. Основы демографии : Учеб. пособие для студентов сред. проф. учебных заведений. — М. — Издательский центр «Академия», 2004. — 357 с.

.Долбик — Воробей.Т.А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости.// Социс. — 2003. — №11. — 15 — 19 с.

.Дружинин В.Н. Психология семьи. — 3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.

.Дементьева И.Ф. Проблемы становления молодой семьи: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учебных заведений. — М. — Наука.1991. — 190 с.

.Емельянова Н. Время рожать.// Студенческий меридиан. — 2002. — №3. — 66 — 67 с .

.Зубкова Т.С., Тимошена Н.В. Организация и содержания работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учебных заведений. — М. — Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.

.Кабышев А.В. Пособие, компенсации, льготы матери и ребёнку: справочное пособие. — М. : ПРИОР, 1998 — 78 с.

.Карпова И. Факторы риска.// Студенческий меридиан. — 2001. — №11. — 18 — 22 с .

.Холостова . Е.И . социальная работа с семьёй: Уч.пос.-М.:2006.-212с.

.Целуйко В.М. Психология современной семьи : Книга для педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. -248 с.