Система тарифных льгот и преференций: вопросы теории и практики

В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке. В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующие ее росту. Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью.

В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан. Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы.

При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами. Различные льготы по уплате таможенных платежей повышают активность участников внешнеторговой деятельности и, таким образом, играют исключительно позитивную роль в решении данной задачи. Все вышесказанное определяет актуальность избранной для исследования темы.

Объектом исследования являются таможенные правоотношения и их регламентация в законодательстве Российской Федерации.

Предметом исследования являются правила (процедуры), установленные таможенным законодательством, в том числе, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров, а также особенности взаимоотношений различных субъектов в данной сфере.

Цель настоящего исследования — рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.

13 стр., 6312 слов

Исследование проблем правового регулирования отношений в области ...

Задания работы: основной задачей данной работы является рассмотрение проблем, которые существуют в области страхования информационных рисков, исследование достижении в данной области и направлений в которых может развиваться данный аспект страхования. 1. Введение ...

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

  • изучить правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в Евразийском экономическом союзе;
  • провести анализ практики применения тарифных льгот, преференций при таможенном декларировании товаров;
  • рассмотреть актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных правоведов, исследующих общие вопросы таможенного права, проблематику предоставления правовых льгот и преференций различного рода, в том числе, таможенных. К основным методам исследования относятся следующие: системно-структурный, логический, исторический, сравнительно-правовой, и др.

1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в Евразийском экономическом союзе

1.1 Понятие, цели и функции льгот и преференции в системе таможенных платежей

В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов.

В отличие от большинства правовых льгот, имеющих целью устранение неравенства отдельных категорий субъектов, что может быть обусловлено их материальным благосостоянием, дееспособностью, наличием иждивенцев и другими факторами, преимущества в таможенной сфере имеют определенную специфику.

Представляется возможным отнести их к категории правовых стимулов, под которыми понимается «комплекс юридических средств, побуждающих субъекта к социально активному поведению для удовлетворения позитивного общественно значимого интереса».

С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других — поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих — стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, и т.д.[8, с. 38].

Причина введения льгот — заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета».

Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией».

8 стр., 3645 слов

Таможенные льготы при уплате таможенных платежей

... При уплате таможенных платежей предоставляются таможенные льготы. Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил. Целью данной работы является изучение льгот при уплате таможенных платежей. Таможенное законодательство предусматривает предоставление преимуществ, обусловленных: особенностями таможенного оформления ...

Таможенные льготы являются одним из институтов таможенного права. Законодательное определение данного понятия отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин [11].

, М.В. Миляков [14].

, Е.В. Романова [17].

, Т.Н. Трошкина [24]) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленных таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

К таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины, акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.

Именно поэтому не следует отождествлять таможенные льготы исключительно с тарифными льготами.

Первые могут быть связаны с различными институтами отрасли таможенного законодательства.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи.

Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с российским законодательством, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей. В свою очередь, тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей.

Закон РФ «О таможенном тарифе» лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия «тарифная льгота» и «тарифная преференция», а также крайне неудачно определены эти понятия.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара [5].

В существующих доктринальных определениях понятие «таможенная льгота» связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер. Рассмотрим некоторые точки зрения более подробно.

Традиционно в литературе льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции.

Так, Зарипов В.М. понимает под ними «определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров» и при этом ставит предоставление льготы в зависимость от «гражданства» товара [10,с. 39]. А.Н. Козырин подразумевает под преференцией «льготное налогообложение в связи со взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе» [11, с. 138]. При этом оба автора отмечают предоставление преимущества исключительно в области уплаты таможенной пошлины, а не других таможенных платежей.

13 стр., 6162 слов

Льготы по уплате НДС

... является изучение и систематизация льгот по уплате НДС в рамках изучения таможенных платежей в различных таможенных режимах. На данный период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его ... утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ ...

Однако льготы могут касаться и уплаты участниками экспортно-импортных операций косвенных налогов (НДС и акцизов).

Учитывая, что такие освобождения также являются специальными преимуществами для субъектов внешней торговли, они носят название налоговых льгот, тогда как льготы по обложению таможенной пошлиной именуются тарифными преференциями.

Кочубей И.С. отмечает, что финансовый смысл таможенных преференций состоит «в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли» [12, с. 20]. Тарифная льгота, иными словами, представляет собой льготу по ставкам таможенного тарифа.

Таким образом, большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

При этом авторы оперируют понятиями «таможенные тарифно-налоговые преференции», «таможенные преференции», «тарифные льготы», «таможенные привилегии» и т.п., наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение.

Среди признаков таможенных льгот можно выделить следующие присущие им особенности:

1) использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля;

2) таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу.

Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства;

3) таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности.

В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами.

Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот. Кроме того, возникает вопрос о возможности рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое в рамках отдельных таможенных режимов. ;

4) по общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер.

Особенностью таможенных льгот является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», но в ряде случаев предоставляются по решению Правительства РФ (льготы по уплате таможенной пошлины), а иногда также по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела или замещающего его лица;

5) в отдельных случаях таможенные льготы могут совпадать с налоговыми льготами, например, когда речь идет о таможенных льготах по уплате таможенных платежей.

Освобождение от уплаты акцизов, НДС, предусматриваемое в качестве условия отдельных таможенных режимов, специальных таможенных процедур, выделяет из числа налоговых льгот тот факт, что подобные освобождения могут быть предоставлены исключительно в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таким образом, можно дать следующее определение понятию «таможенные льготы»: это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.

1.2 Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций

К принципам предоставления таможенных льгот относятся следующие:

  • предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона;
  • запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций;
  • предоставление льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке;
  • обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.

Рассматривая вопросы предоставления льгот по уплате платежей участникам внешнеторговой деятельности, необходимо обратиться к вопросу о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных данным Федеральным законом [6].

В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Целью данного метода является регулирование внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин являются составной частью данного метода регулирования внешнеторговой деятельности.

По одной из классификаций (разработанной ЮНКТАД) нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий, в числе которых к паратарифным инструментам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины).

Третий из указанных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности относится исключительно к сфере внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, где уплата рассматриваемых платежей не предусматривается.

Четвертый метод, предусматривающий комплекс мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, также никак не связан с уплатой таможенных платежей.

Для более полного уяснения сущности правовых льгот в области таможенного дела требуется провести их классификацию по различным критериям. Думается, что в основе такого разграничения находятся основные институты отрасли таможенного законодательства, входящие в его систему.

В соответствии с институтами таможенного законодательства льготы в данной области могут предоставляться по трем направлениям:

  • при осуществлении таможенного оформления;
  • при уплате таможенных платежей;

— в процессе производства таможенного контроля. Естественно, что в первом и последнем случаях субъект заинтересован в первую очередь в сокращении временных затрат, тогда как послабления в таможенном обложении отражаются непосредственно на его финансовых ресурсах.

По субъектному составу льготы в области таможенного дела предоставляются:

  • физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности);
  • беженцам или вынужденным переселенцам;
  • дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам;
  • государствам.

В первом случае, как правило, льготы предоставляются физическим лицам, признаваемым туристами. Они традиционные для мировой практики.

Такие лица полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (при соблюдении лимита беспошлинного провоза товаров) либо уплачивают совокупный таможенный платеж.

Для физических лиц, обладающих статусами беженцев или вынужденных переселенцев, предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, бывших в употреблении и ввозимых ими на таможенную территорию РФ.

Льготные правила в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций.

По объектному составу льготы распространяются на отдельные категории товаров, устанавливаемые международными актами, федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ.

По времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок).

В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе.

Согласно требованиям таможенного режима, льготы могут касаться уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов таможенных льгот.

1. Таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении таможенного оформления и в процессе производства таможенного контроля.

Таможенное оформление и таможенный контроль являются основными процедурами в области таможенного дела.

В целях установления оптимального баланса между публичными и частными интересами законодатель ввел положение, устанавливающее возможность применения для отдельных лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. К таким лицам следует отнести субъектов, соответствующих следующим критериям:

  • не имеющие на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающиеся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 КоАП РФ;
  • ведущие систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
  • осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет [3].

Первоочередной порядок таможенного оформления имеет место быть в зависимости:

  • от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);
  • от особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления);
  • от целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного вида таможенного оформления, названный порядок предусматривает как уменьшение количества требуемых таможенными органами документов, так и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей.

Например, ФТС России установлен срок принятия решения о помещении плодоовощной продукции, перевозимой автомобильным транспортом, под процедуру внутреннего таможенного транзита. Он составляет 25 минут.

2. Льготы, осуществляемые при уплате таможенных платежей;

— Особый интерес для субъектов внешней торговли представляют финансово-правовые льготы в области таможенного дела, которые отражают, в частности, регулирующую функцию таможенных платежей, направленную на стимулирование предпринимательской активности, расширение объема внешнеторговых сделок, привлечение к сфере мировой торговли большего числа участников.

Они выражаются в следующих формах:

  • возврат таможенных платежей;
  • освобождение от уплаты таможенных платежей;
  • снижение ставок таможенных платежей;
  • установление тарифных квот по ввозу (вывозу) товаров;
  • изменение срока уплаты таможенных платежей.

В качестве юридического основания предоставления финансово-правовых льгот в области таможенного дела могут выступать:

  • международные договоры и соглашения;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Закон РФ «О таможенном тарифе»;
  • решения Правительства РФ.

Фактическим основанием предоставления льгот в части таможенного обложения являются:

  • перемещение определенного вида товара, который не подлежит таможенному обложению;
  • установление страны происхождения товара для получения соответствующих льгот;
  • выбор таможенного режима, предусматривающего льготное обложение таможенными платежами;
  • наличие у лица соответствующего правового статуса, наступление события либо совершение в отношении его действий (бездействия), позволяющих воспользоваться льготами при уплате таможенных платежей;
  • нахождение товара на территориях особых экономических зон.

При этом следует отметить, что при любых обстоятельствах финансово-правовые льготы будут предоставляться в отношении перемещаемого товара, поскольку именно он является объектом таможенно-правового регулирования.

В отличие от налогового законодательства, акцентирующего внимание на категории субъекта, претендующего на получение льгот, в таможенном праве главенствующее положение занимает категория товара (предмета таможенного правоотношения), перемещаемого через границу.

Следует отметить, что условием действия отдельных таможенных режимов выступает и предоставление определенных преференций. Их наглядно отображает таблица 1.

Таблица 1. Перечень льгот, применяемых при различных таможенных режимах

Таможенный режим

Таможенная тарифно-налоговая льгота

Статья ТК РФ

Международный таможенный транзит

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

167

Переработка на таможенной территории

Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

173

Переработка для внутреннего потребления

Полное условное освобождение от уплаты таможенной пошлины

187

Переработка вне таможенной территории

Полное или частичное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, налогов для продуктов переработки; полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин для перерабатываемых товаров

197, 207

Временный ввоз

Полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

209, 212

Таможенный склад

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо их возврат

215, 220

Реимпорт

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

234, 236

Реэкспорт

Освобождение от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин, налогов либо их возврат

239, 241

Уничтожение

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением отходов, образовавшихся в результате уничтожения

243, 247

Отказ в пользу государства

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

248

Временный вывоз

Полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин

252, 255

Беспошлинная торговля

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

258

Перемещение припасов

Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

264, 266

Иные специальные таможенные режимы

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

268, 269

Временный ввоз (временный вывоз) транспортных средств

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

271, 274

Таможенные тарифно-налоговые льготы распространяются и на физических лиц: сумма беспошлинного ввоза товаров не должна превышать 65 тыс. руб., а вес — 50 кг.

Анализ особенностей применения нетарифных барьеров в контексте исследования содержания конкретных таможенных режимов позволяет выявить специфику режимного статуса декларанта.

1.3 Регулирование международной торговли в рамках тарифных льгот и преференций в Евразийском экономическом союзе

Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. В общем массиве правовых норм, регулирующих таможенные отношения между государствами заметную роль играют торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и т.п., в которых значительное внимание уделяется и таможенным вопросам.

Вопросы внешней торговли, внешнеэкономических связей, в том числе и связанная с этим таможенная политика давно уже переросли в вопросы межгосударственных отношений, во многом определяющие уровень развития каждой страны. «Таможенные тарифы, торговые договоры, протекционизм, свободная торговля — все это вопросы столь первостепенного и широкого значения для хозяйственной жизни страны, что ни одна проблема внутренней торговли с ними сравниться не может.

Согласно ст. 19 Федерального Закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины» [6].

Так, например, таможенно-тарифное регулирование базируется на государственном регулировании торговли мясомолочной продукцией путем установления, введения, изменения и прекращения действий таможенных пошлин на товары, перемещаемые через границу той или иной страны.

Таможенно-тарифное регулирование, предполагающее применение ввозных и вывозных таможенных пошлин, занимает центральное место в механизме государственного регулирования внешнеторговых связей. Таможенно-тарифное регулирование — экономический по своей природе метод государственного регулирования.

При этом как отмечает А.Н. Козырин: «действие таможенно-тарифного регулирования распространяется не на все виды таможенных отношений, а только на часть из них — таможенно-тарифные, объектом таможенно-тарифного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования» [11, с. 210].

Предметом таможенно-тарифного регулирования фактически являются только товары.

Согласно определению, данному в пп. 35 п.1 ст. 4 ТК ТС, «товар — это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу» [4].

Основным средством таможенного-тарифного регулирования является таможенная пошлина. Как ввозная, так и вывозная пошлины выполняют определенные функции: регулирующую и фискальную.

международный торговля таможенный пошлина

2. Анализ практики применения тарифных льгот, преференций при таможенном декларировании товаров

2.1 Виды товаров, освобождаемых от уплаты ввозной, вывозной таможенной пошлины как тарифной льготы

Установлен порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Категории товаров, которые могут ввозиться без уплаты ввозной таможенной пошлины, были определены еще в 2008 г., однако для некоторых товаров требовалось разработать дополнительный механизм применения такой льготы.

Комиссия Таможенного союза 18 августа 2011 г. опубликовала Решение от 15.07.2011 N 728, которым утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Напомним, что Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» определены товары, при ввозе которых в Таможенный союз не требуется платить таможенные пошлины.

Помимо льгот, перечисленных в ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения, государства — участники ТС применяют тарифные льготы, установленные Решением Комиссии ТС от 27.11.2009 N 130. Однако не было до конца ясно, каковы основания освобождения от уплаты таможенных пошлин и какие документы для этого необходимы.

Порядок, закрепленный Решением, призван устранить данный пробел таможенного законодательства. Отметим основные положения Порядка.

Так, не требуется уплачивать таможенные пошлины за товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.

Если порядок и условия такого освобождения законодательством страны ТС не установлены, то тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), которые относятся к основным производственным фондам.

Для получения льготы необходимо представить в таможню учредительный договор и (или) устав, где указан размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов в уставный капитал.

Если впоследствии такие товары будут переданы в собственность или во временное пользование третьим лицам, а также если иностранный учредитель выйдет из состава учредителей организации, то таможенную пошлину придется уплатить.

Также без уплаты таможенных пошлин можно ввезти в ТС товары в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов.

При этом необходимо представить подтверждающие целевое назначение таких товаров документы, выданные уполномоченным органом в сфере космической деятельности.

Однако если такие товары будут реализованы или переданы лицам, не участвующим в исследовании и использовании космического пространства, таможенные пошлины нужно будет уплатить.

Продукция морского промысла судов стран ТС, а также судов, арендованных юрлицами и физлицами государств ТС, ввозится беспошлинно при представлении:

  • документа, подтверждающего право собственности или аренду (фрахтование) судов;
  • разрешительного документа, дающего право на морской промысел.

Применение тарифной льготы в отношении валюты и ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством государств ТС.

В качестве безвозмездной помощи, в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств товары можно ввозить без уплаты пошлин при представлении в таможню документа, подтверждающего их целевое назначение.

Такой документ должен быть оформлен по форме страны ТС, таможенным органом которой была принята декларация на товары. Решение также устанавливает, какие документы нужно представить для получения льготы, если законодательством государства ТС требования к документу, подтверждающему целевое назначение таких товаров, не определены.

Указанные товары, а также товары, ввезенные как гуманитарная помощь, могут использоваться исключительно конкретными получателями. Они не могут быть переданы третьим лицам (не являющимся участниками проекта или программы оказания помощи), проданы или переданы в аренду. Отметим, что данная льгота не распространяется на следующие товары:

  • подакцизные (кроме легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей);
  • ввозимые в благотворительных целях по внешнеторговым контрактам, предусматривающим оплату таких товаров юрлицами и (или) физлицами государств ТС.

Помимо уже перечисленного без уплаты таможенной пошлины могут ввозиться в ТС плавучие суда, которые регистрируются в соответствующих международных реестрах.

Для этого в таможню необходимо представить:

  • свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов;
  • иные документы (платежные документы), установленные законодательством государства ТС.

Если указанные документы отсутствуют, такие суда можно ввезти беспошлинно при наличии письменного обязательства представить перечисленные документы в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары [15, с. 16].

После завершения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в Астане и Алматы, а также Чемпионата мира по хоккею 2014 г. в Минске товары, ввезенные с освобождением от уплаты пошлин для проведения указанных соревнований, приобретают статус товаров ТС.

При этом важно, чтобы эти товары были использованы в целях проведения указанных соревнований. Неиспользованные, но ввезенные для этих спортивных мероприятий товары сохраняют статус иностранных товаров.

Возможно освобождение от уплаты пошлин за суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом любого государства ТС, в отношении которых за пределами страны ТС были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации.

Такое освобождение наступает в следующих случаях:

  • суда раньше использовались на территории ТС и были вывезены с этой территории для проведения капремонта и (или) модернизации, завершенных до 1 сентября 2008 г.;
  • при таможенном декларировании представлены документы, подтверждающие указанные операции (платежные документы, договор на оказание услуг по ремонту судна).

Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов, ввозятся без уплаты таможенных пошлин при наличии заявления декларанта об их целевом использовании.

Отметим также, что товары, перечисленные в пп. 1, 3, 7 п. 1 ст. 6 Соглашения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке, установленном Таможенным кодексом ТС.

Также не требуют дополнительного порядка применения тарифной льготы товары, указанные в пп. 7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.14, 7.1.16 и 7.3 п. 7 Решения КТС N 130.

Товары для личного пользования, ввозимые физлицами (за исключением запрещенных к ввозу), освобождаются от уплаты пошлин в соответствии с международным соглашением стран ТС.

Кроме того, Решением внесены изменения в Решение КТС N 130 — в частности, исключены его пп. 7.1.3 и 7.1.5.

Решение вступило в силу 18 августа 2011 г.

Некоторые товары освобождены от ввозных и вывозных таможенных пошлин на основании российских законов и международных договоров, заключенных нашей страной.

На основании Соглашения от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» от таможенных пошлин, в частности, освобождены:

  • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;
  • российская и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей) и ценные бумаги;
  • товары, подлежащие обращению в собственность государств — участников ТС;
  • товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, а также для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В настоящее время ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) применяют в отношении товаров, ввозимых из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено).

Исключение составляют случаи, когда на ввоз товаров, происходящих из стран зоны свободной торговли, из развивающихся или из наименее развитых стран, предоставляют тарифные преференции, то есть освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1560).

Перечень товаров, освобожденных от вывозных таможенных пошлин, определен российским законодательством.

Полный список этих товаров приведен в статье 35 Закона РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе».

От таможенных пошлин освобождаются:

1) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;

2) товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами — членами Таможенного союза, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);

3) товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;

4) товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции;

5) следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), газовый конденсат природный, газ природный сжиженный и в газообразном состоянии, широкая фракция легких углеводородов;

6) следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, при этом не являющегося новым морским месторождением углеводородного сырья в соответствии со статьей 11.1 Налогового кодекса Российской Федерации: газовый конденсат природный, нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), газ природный сжиженный.

Международные договоры, заключенные нашей страной, имеют приоритет над российскими законами. Это значит, что даже если по нашим законам какой-то товар облагается таможенными пошлинами, а по международному договору освобожден от них, то применяют нормы международного договора.

2.2 Анализ единой системы преференций Евразийского экономического союза

Государство как субъект, формирующий общие условия хозяйствования, располагает мощным инструментарием таможенного регулирования для стимулирования инновационно-инвестиционных процессов и поддержки структурных сдвигов в экономике в требуемом русле.

Вместе с тем таможенное регулирование затрагивает как национальные интересы, так и интересы стран — торговых партнеров государства, в связи с чем всегда носит компромиссный характер.

В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политики — таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, реализация которого напрямую связана с характером торгово- экономических и политических межгосударственных связей [17, с. 24].

Неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования вы- ступает система предоставления тарифных преференций (преференциальная система), предполагающая возможность изъятия из базового принципа ВТО — режима наибольшего благоприятствования — в форме снижения ставок или полной отмены ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, импортируемых из стран-получателей преференций как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке.

Преференциальная система является мощным инструментом стратегического регулирования межгосударственных экономических связей, позволяющим получить дополнительные преимущества по доступу на рынки и усилить экономические позиции в странах-партнерах.

Основы международной системы предоставления тарифных преференций, выработанные в 60-70-х гг. ХХ в. в рамках Всемирной торговой организации и Конференции ООН по торговле и развитию и нацеленные на увеличение экспортных доходов развивающихся государств, содействие их реализации и ускорение экономического роста, остаются неизменными до настоящего времени.

Ключевым вектором развития преференциальной системы развитых стран на современном этапе развития мировой экономики становится сокращение количества стран, получающих преференции в одностороннем невзаимном порядке в рамках Общей системы и заключение двухсторонних преференциальных соглашений, предоставляющих возможности применения более дифференцированного подхода к регулированию отношений с внешнеторговыми партнерами.

Двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяются также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы.

В рамках данной модели меняется содержательный характер преференциальных соглашений: от снижения тарифных и нетарифных барьеров к созданию углубленных и комплексных зон свободной торговли, включающих договоренности по инвестиционному, антимонопольному сотрудничеству, упрощению таможенных процедур, выравниванию условий для предпринимательской деятельности, защите прав интеллектуальной собственности, разработке мероприятий по снижению транзакционных издержек экспорта и импорта (включая гармонизацию таможенных процедур), разработке защитных мер.

В формат преференциальных соглашений государства участники инкорпорируют обязательные для исполнения юридические нормы, что позволяет распространять лучшую практику государственного регулирования социально-экономических процессов, а также измерять последствия их реализации не в показателях отклонения торговых потоков, а в показателях производительности и эффективности, снижения издержек международных производственных систем, получения за счет гармонизации стандартов и технического регулирования экономии на масштабе.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что традиционный регионализм, постепенно перерастающий в новое качество, входит в противоречие с действующей парадигмой регулирования внешней торговли ВТО.

Важнейший принцип ВТО — режим наибольшего благоприятствования — все больше теряет свое значение как средство обеспечения недискриминации и начинает замещаться своей противоположностью — режимом наименьшего благоприятствования для стран, не являющихся участниками РТС [20, с. 51].

Региональные торговые соглашения становятся неотъемлемой частью общей государственной стратегии интеграции в мировую экономику, а государства, входящие в РТС, рассматриваются как площадки для вхождения на общий рынок всего интеграционного объединения.

Эти тенденции необходимо учитывать при реализации Россией интеграционных проектов и участии в региональных торговых соглашениях.

Несмотря на общую схожесть с аналогичными системами ведущих зарубежных государств, применяемая в Евразийском экономическом союзе система предоставления тарифных преференций характеризуется рядом существенных недостатков.

Одним из наиболее существенных недостатков является недостаточная гибкость преференциальной системы в части учета национальных интересов.

Стратегическим вектором развития преференциальных систем зарубежных стран является введение широкого спектра дополнительных ограничений для предоставления односторонних преференций, не связанных с экономическими факторами.

Адаптация данного опыта к условиям функционирования Евразийского экономического союза предполагает необходимость трансформации подходов к формированию единой преференциальной системы по следующим направлениям.

В условиях формирования единого экономического пространства критически важной является унификация системы предоставления тарифных преференций, в связи с чем необходимо:

  • исключить отсылочные нормы на национальное законодательство в части предоставления режима наибольшего благоприятствования, документального подтверждения страны происхождения товаров, принятия таможенными органами предварительных решений о стране происхождения товаров и включить в Таможенный кодекс Таможенного союза нормы прямого действия;

— сформировать порядок оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из Евразийского экономического союза и обеспечить признание Единого сертификата происхождения товара таможенными службами иностранных государств (групп государств) в качестве документа, подтверждающего происхождение товара.

Анализ стоимостных объемов импорта России в разрезе стран — торговых партнеров в 2015 г. также показывает, что основными торговыми партнерами из числа стран, пользующихся преференциальным режимом, являются страны Содружества независимых государств (за исключением государств — членов ЕАЭС) и развивающиеся страны — пользователи преференциального режима, в первую очередь Китай и Турция.

При этом в настоящее время, по данным Евразийской экономической комиссии, против товаров стран ЕАЭС применяется более 100 действующих ограничений в виде дискриминационых квот, антидемпинговых пошлин, акцизов, дополнительных таможенных сборов, специальных технических мер.

Наибольшее количество мер принимается странами-членами СНГ и другими странами — бенефициарами получателями тарифных преференций: Индией, Китаем, государствами-членами СНГ (рис. 1)

Рисунок 1 — Страны, применяющие ограничительные меры в отношении товаров государств-членов Таможенного союза в 2015 г.

По оценке Минэкономразвития России, ущерб от действия ограничительных мер по отношению к российским экспортным товарам составляет примерно 1,5 млрд долл. ежегодно.

В данных условиях предоставление тарифных преференций на невзаимной основе при отсутствии возможности приостановления преференциального режима является контрпродуктивным.

Тарифные преференции в современных условиях должны выполнять роль инструмента обеспечения региональной безопасности.

Наряду с этим целесообразно дальнейшее углубление категорирования развивающихся стран, не классифицируемых как страны с высоким уровнем дохода в соответствии с применяемым Всемирным банком подходом, на страны с низким уровнем дохода и страны со средним уровнем дохода (дифференцируемые, в свою очередь, на страны со средним уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего).

Принятая в рамках Общей системы преференции система, основанная на подтверждении страны происхождения для целей предоставления тарифных преференций сертификатом о происхождении товара формы «А», имеет ряд существенных недостатков, в первую очередь связанных с невозможностью получения таможенными органами электронных копий подписей и печатей уполномоченных на выдачу сертификатов государственных органов и, как следствие, необходимостью предоставления декларантами сертификатов страны происхождения на бумажных носителях.

В результате возрастают риски заявления участниками внешне-экономической деятельности недостоверных сведений, сокращается потенциал использования технологии электронного декларирования товаров, полноценное функционирование которого возможно лишь в случае исключения бумажного документооборота.

Совершенствование подходов к практической реализации Общей системы преференций в контексте совершенствования механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС, что предполагает минимизацию одностороннего предоставления тарифных преференций странам с динамично развивающейся экономикой и формирование стратегического двух- или многостороннего сотрудничества с развивающимися государствами, включающего, помимо взаимного предоставления тарифных преференций, вопросы торгово- экономического сотрудничества, доступа на рынки, взаимного соблюдения прав участников ВЭД [22, с. 43].

Создание единого экономического пространства, формирование единой стратегии развития внешнеэкономических связей государств — членов Евразийского экономического союза, предполагающее необходимость унифицированного в рамках ЕАЭС подхода к определению стран-бенефициаров режима наибольшего благоприятствования и преференциального режима, порядка документального подтверждения страны происхождения товаров, принятия таможенными органами предвари- тельных решений о стране происхождения товаров.