Трейдинг экономикс

Курсовая работа
Содержание скрыть

Предмет и метод экономикс

Человеческие существа — несчастные создания — обременены потребностями. В числе прочего нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «заработать себе на жизнь» — это и есть предмет экономикс, экономической науки. Точнее, экономикс — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

экономической системой.

Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым. Этот неоспоримый факт и лежит в основе нашего определения «экономикс». Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Хотя это может и не выглядеть само собой разумеющимся, но все сегодняшние кричащие проблемы — инфляция, безработица, военные расходы, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, правительственное регулирова-

ние бизнеса и пр. — уходят своими корнями в проблему эффективного использования редких ресурсов.

В первой главе, однако, мы должны избежать искушения погрузиться в текущие проблемы. Наша непосредственная задача — ответить на следующие исходные вопросы: (1) Насколько важно изучение экономикс, или какими могут быть его результаты? (2) Как изучать экономикс, каковы надлежащие для этого методы? В чем заключается методология экономикс? (3) С какими конкретными проблемами, ограничениями и ловушками можем мы столкнуться при изучении экономикс?

Эра экономиста

Является ли экономикс практической наукой? Стоит ли затрачивать ваше время и труд на ее изучение? Полвека назад Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) — несомненно, самый влиятельный экономист нашего столетия — дал убедительный ответ на этот вопрос:

«Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого» .

2 стр., 876 слов

Проблемы внешней задолженности стран и пути их решения

... Предмет работы: проблемы внешней задолженности и методы их урегулирования в мировой практике., Объект работы: проблемы связанные с внешним долгом Республики Беларусь., Цель работы: изучение проблем связанных с внешним ... и широкий спектр электронных периодических изданий на русском и английском языках. 1 Критерии и методы оценки внешней задолженности стран Внешняя задолженность или внешний ... ресурсов и ...

Соперничающие в борьбе за наши умы идеологии современного мира в значительной мере сложились под влиянием трудов великих экономистов прошлого, например Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля, Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса . Для мировых лидеров теперь

«Экономическом докладе президента США

ЭКОНОМИКС НА СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Вышесказанное означает, что, если мы хотим быть хорошо информированными гражданами, нам надлежит знать основы экономикс. Большинство конкретных проблем повседневной жизни имеют важные экономические аспекты, и в качестве избирателей мы способны оказывать влияние на решения наших политических лидеров, принимаемые с целью справиться с этими проблемами. Каковы причины и последствия «дефицитов-близнецов» — дефицита федеральною бюджета и дефицита внешнеторгового баланса, о которых постоянно сообщают средства массовой информации? О чем свидетельствуют мрачные репортажи о бездомных бродягах? Почему 19 октября 1987 г возник крах на фондовой бирже? Каково экономическое значение этого драматического падения курса акций? Следует ли позволять корпорациям-налетчикам осуществлять агрессивные поглощения фирм? Почему нежелательна инфляция? Что можно сделать для сокращения безработицы? Являются ли существующие программы, направленные на обеспечение благосостояния людей, эффективными и обоснованными? Должны ли мы продолжать субсидировать фермеров? Надо ли нам продолжать реформировать нашу налоговую систему? Должна ли Америка «реиндустриализироваться», чтобы возродить свои доминирующие позиции в мировой торговле и финансах? Стало ли дерегулирование авиационного транспорта, автотранспортных перевозок и банковского дела благом или злом

для общества? Следует ли повысить установленную законом минимальную ставку заработной платы? Поскольку ответы на подобные вопросы в значительной степени предопределяются избранными нами государственными деятелями, необходимость разбираться в их позициях в ходе избирательных кампаний требует от нас элементарных представлений в области экономикс. Излишне говорить, что и для самих политических деятелей чрезвычайно важно глубокое знание этой науки.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

И по несколько более земным и непосредственным причинам экономикс является жизненно важной дисциплиной. Она имеет практическое значение для бизнеса. Понимание общего характера функционирования экономической системы помогает руководителю предприятия лучше определять свою хозяйственную политику. Руководитель, которому ясны причины и следствия инфляции, может по сравнению с другими принимать более разумные хозяйственные решения в инфляционные периоды. И действительно, все больше и больше экономистов оказывается в составе штатного персонала крупных корпораций. Каковы их функции? Собирать и истолковывать информацию, на основе которой можно принимать рациональные хозяйственные решения. В свою очередь, экономикс дает индивиду как потребителю и как работнику некоторое представление о том, каковы для него лучшие решения о покупках товаров и о найме на работу. Как человек должен решать, что купить и в каком количестве? Как оградить себя от снижения покупательной способности доллара, которым сопровождается инфляция? Какие профессии лучше оплачиваются, какие наименее подвержены безработице? В равной мере человек, понимающий, например, связь между бюджетным и торговым дефицитом, с одной стороны, и курсами ценных бумаг (акций и облигаций) — с другой, способен принимать более обоснованные решения о личных инвестициях.

9 стр., 4464 слов

Теория решения изобретательских задач (триз)

... характер ТРИЗ – через эту теорию творчество в технической области (а далее, вообще в любой области) превращается в научный, рациональный метод решения проблем и это носит качественный ... техника будет обесценивать ряд приемов решения технических проблем прошлого и требовать создания новых методов, соответствующие новой технике. С другой стороны, развивающаяся теория, объективно, усложняет процесс ее ...

индивидуальной,

Методология

«Экономикс: принципы, проблемы, и политика»

Как показано на рисунке 1-1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем «выкристаллизовывание», или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1-1 индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2.

Таким образом, экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод. Таким образом, экономисты могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большее количество продукта тогда, когда цена на него низка, а не когда она высока. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие

Методология 1

Связь между фактами, принципами и политикой в экономикс

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют «прикладной экономической наукой» или экономической политикой (блок 3).

63 стр., 31465 слов

Методы оценки инвестиционных проектов

... существенно ограничивает возможность использования чисто математических методов и усиливает роль человека в принятии решений. Другими словами, задачи анализа инвестиций и отбора проектов - это ... мнение, что высшее руководство западных фирм использует в процессе принятия решений методы, основанные на сложных математических вычислениях, позволяющих выбрать абсолютно оптимальный вариант. ...

Продолжая использовать рисунок 1-1 в качестве отправной позиции, займемся теперь более подробным исследованием методологии, используемой экономистами.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Все науки — эмпирические. Это означает, что все они базируются на фактах, то есть на наблюдаемых и поддающихся проверке изменениях известных данных или определенных явлений. Используемые в физических науках фактические данные относятся к неодушевленным предметам. Экономикс же как общественная наука изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством, обменом и потреблением товаров и услуг.

Собирание фактов может оказаться бесконечно сложной задачей. Поскольку мир реальности заполнен мириадами взаимосвязанных фактов, экономист должен соблюдать осмотрительность в их отборе. Следует сначала отделить экономические факты от неэкономических, а затем определить, какие экономические факты относятся, а какие не относятся к рассматриваемой конкретной проблеме. Но даже и после завершения этого процесса отбора относящиеся к данной проблеме факты могут казаться разнородными и невзаимосвязанными.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории — конечный результат экономического анализа — вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. «Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны» .

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, то есть реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. История экономических идей

изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий.

Терминология

Необходимо сделать еще несколько замечаний относительно характера и происхождения экономических принципов.

Обобщения

Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар повлечет за собой увеличение потребительских расходов на 92 цента.

c e t e r i s p a r i b u s,

В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. Таким образом, предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономикс — не лабораторная наука. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реального мира», возникающих в ходе реального функционирования экономики. В этой довольно хаотической среде «прочие условия» изменяются. Несмотря на развитие весьма сложных статистических методов сохранения» равенства «прочих условий», они все же отнюдь не совершенны. В результате экономические принципы, приложимые к практике, менее строги и менее точны, чем принципы лабораторных наук.

22 стр., 10748 слов

Инфляция в России: причины, характер, последствия. Антиинфляционная ...

... более сложные ее формы. 1.1 Инфляция в России Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и ... для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающейся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных ...

Абстракции

или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории — хорошие теории — основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

Макроэкономика и микроэкономика

конкретными

Выделение понятий макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделен на отдельные отсеки, что любую ее тему можно отнести или к макро, или микро; многие темы и разделы экономикс входят в обе эти сферы. И действительно,

совокупных

Графическое изображение, ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКС

Переходя на рисунке 1-1 от уровней фактов и принципов (блоки 1 и 2) к уровню обоснования экономической политики (блок 3), мы совершаем резкий скачок от позитивной экономикс к нормативной.

Позитивная экономикс имеет дело с фактами (уже отобранными и перешедшими на уровень теории) и свободна от субъективных оценочных суждений. Позитивная экономикс пытается формулировать научные представления об экономическом поведении. В противоположность этому, нормативная экономикс олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении.

что есть,

Необходимо подчеркнуть, что большинство явных разногласий между экономистами связано с нормативными подходами, с политикой, основанной на суждениях. В дальнейшем мы, конечно, обнаружим, что разные экономисты выдвигают и отстаивают различные теории или модели экономики и составляющих ее элементов. Но наибольшие расхождения отражают существование разных мнений или оценочных суждений относительно того, каким должно быть наше общество. Например, гораздо большее согласие существует по вопросу о том, как фактически распределяется доход, чем о том, как его следует распределять. Главное, что необходимо снова и снова подчеркивать: оценочные суждения или нормативные утверждения возникают на уровне обоснования экономической политики.

Правильное обоснование экономической политики должно опираться на экономические принципы. Например, один из получивших почти всеобщее признание экономических принципов свидетельствует, что в определенных пределах существует прямая связь между общим объемом расходов и уровнем занятости в стране. «Когда общий объем расходов возрастает, повышается и уровень занятости. Напротив, когда общий объем расходов сокращается, снижается и уровень занятости». Этот принцип может сослужить неоценимую службу правительству при определении его экономической политики. Например, когда правительственные экономисты заметят, что имеющаяся статистика свидетельствует о фактическом сокращении общего объема расходов, указанный принцип позволит им предсказать возникновение нежелательной безработицы. Осведомленные о таком ожидаемом результате, государственные должностные лица теперь уже могут привести в действие определенную правительственную политику, направленную на увеличение общего объема расходов и предотвращение или сокращение уровня ожидаемой безработицы. Короче говоря, чтобы эффективно управлять, мы должны обладать способностью предвидеть. Экономические принципы помогают сделать возможным такое предвидение и служат основой для трезвой экономической политики

11 стр., 5388 слов

Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность

... денежно-кредитной политики воздействуют на денежное предложение для достижения поставленных целей. Инструменты регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков [8, с. 362]. [Приложение А] Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), ...

Экономические цели

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря— более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Во-первых, отметим, что это или любое иное изложение основных экономических целей неизбежно влечет за собой проблему их толкования. Каковы «значительные» изменения уровня цен? Что такое «высокая степень» экономической свободы? Что такое «справедливое» распределение доходов? Хотя большинство из нас готово согласиться с приведенными выше целями в их общей формулировке, мы можем вместе с тем существенно разойтись во мнениях относительно их конкретного толкования, а следовательно, и относительно специфических политических программ, необходимых для достижения этих целей. Заслуживает внимания то обстоятельство, что если цели 1—4 и 8 поддаются довольно точному измерению, то невозможность количественно измерить цели 5—7, несомненно, способствует возникновению споров относительно их точного значения.

Во-вторых, некоторые из этих целей взаимодополняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель).

Кроме того, анализ 1-й и 6-й целей приводит к общепризнанному заключению, что социополитические напряжения, которые может вызывать резкое неравенство в распределении доходов, ослабляются по мере увеличения абсолютных размеров большинства доходов в результате экономического роста.

В-третьих, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые экономисты утверждают, что те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

7 стр., 3100 слов

Экономическая несостоятельность и банкротство предприятий

... и утратившими перспективу своего дальнейшего развития. 1. Экономическая несостоятельность и банкротство предприятий В настоящее время термин «несостоятельность» и «банкротство», по сути, используются как синонимы, ... - это процедура ликвидации и продажа имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и нецелесообразностью ...

В самом деле, в последние годы в центре внимания экономических исследований и дискуссий оказалось явное противоречие между 2-й и 4-й целями. Могут также противоречить друг другу 1-я и 6-я цели. Ряд экономистов отмечает, что стремление осуществить большее равенство в распределении доходов может ослабить стимулы к труду, к инвестированию, техническому прогрессу и предпринимательскому риску, то есть ослабить действие именно тех факторов, которые способствуют быстрому экономическому росту. Они выдвигают аргумент, что правительство склонно выравнивать распределение доходов путем введения весьма больших налогов на лиц с высокими доходами и передачи поступлений от таких налогов лицам с низкими доходами. Стимулы для человека с высоким доходом ослабляются тем, что такое налогообложение сокращает возможность пользоваться плодами высокого дохода. Аналогично этому у человека с низким доходом имеются меньшие стимулы к труду и к тому, чтобы заняться другим видом производительной деятельности, когда правительство выражает готовность его субсидировать. В главе 37 мы дадим более развернутое объяснение этого противоречия. Приведем пример из международной сферы. На основе централизованного планирования Советский Союз сумел практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности рабочего почти исчез. Однако, избавившись от страха потерять работу, советские рабочие стали довольно небрежно относиться к выполняемой работе, и поэтому производительность труда и эффективность производства в Советском Союзе очень низкие. Здесь мы наблюдаем противоречие между 7-й целью (экономической обеспеченностью) и 1-й целью (ростом производительности рабочих).

Это приводит нас к четвертому заключению. Когда основные цели вступают в противоречие друг с другом, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит. Проиллюстрируем это на следующем примере: если такие цели, как полная занятость и стабильный уровень цен в какой-то степени взаимно исключают друг друга, то есть если полная занятость сопровождается некоторой инфляцией, а стабильный уровень цен влечет за собой некоторую безработицу, общество должно решить, какую из этих целей оно считает относительно более важной. Предположим, что предстоит выбрать между двумя вариантами, скажем между сопровождаемым полной занятостью увеличением годового уровня цен на 7%, с одной стороны, и совершенно стабильным уровнем цен при 8-процентной доле безработицы — с другой. Какой вариант предпочтительнее? А как отнестись к компромиссной цели в форме, скажем, 4-процентного годового роста уровня цен при 6-процентной доле безработицы? Здесь, разумеется, открывается широкое поле для разногласий.

Разработка экономической политики

леко не простым делом. Кратко рассмотрим основные этапы подготовки такой политики.

1. Первый шаг заключается в том, чтобы дать четкое определение целей. Если мы утверждаем, что имеем «полную занятость», означает ли это, что каждый человек в возрасте от 16 до 65 лет имеет работу? Или означает ли это только то, что каждый, кто хочет трудиться, имеет работу? Следует ли допускать возможность какого-то «нормального» уровня безработицы, существующей вследствие добровольной смены рабочими своего места работы?

2. Затем необходимо определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Например, в настоящее время экономисты обсуждают относительные достоинства и недостатки фискальной политики (которая связана с изменениями в правительственной политике расходов и налогообложения) и монетарной политики (которая влечет за собой изменение денежной массы) в качестве альтернативных средств достижения и поддержания полной занятости (см.гл. 18).

3. Мы обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и ценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики. Привело ли то или иное изменение политики налогообложения или массы денег в обращении к изменению уровня занятости в первоначально предсказанных размерах? Привело ли дерегулирование отдельной отрасли (например, авиаперевозок) к предсказанным благотворным результатам? Если нет, то почему?

Ловушки для обыденного сознания

До сих пор мы рассматривали применяемые экономистами методы исследования, обходя известные трудности и ловушки, которые часто встречаются на пути людей, пытающихся толковать экономические проблемы с позиций обыденного сознания. А теперь представим себе следующие препятствия, затрудняющие процесс рационального экономического мышления.

ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В отличие от начинающего физика или химика начинающий экономист обычно привносит в экономическую науку целый ряд ошибочных и предвзятых представлений об экономических процессах. Например, кое-кто может с подозрением относиться к прибылям бизнеса или считать, что дефицитное финансирование всегда является злом. Излишне говорить, что ошибочные представления способны

затуманить нам голову и помешать объективному анализу. Начинающий исследователь экономической науки должен быть готов отбросить ошибочные и предвзятые представления, которые попросту не подтверждаются фактами.

НЕЧЕТКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Экономическая терминология, широко применяемая газетами и популярными журналами, иногда носит чрезмерно эмоциональный характер. Автор — а чаще всего представляемая им или ей специфическая группа интересов — может иметь особые причины для затуманивания проблемы. При этом используемые термины нацелены на завоевание поддержки читателя. Так, мы обнаруживаем, что противники правительственного проекта борьбы с наводнениями в регионе Великих равнин называют его «ползучим социализмом», а сторонники проекта характеризуют его как «разумное демократическое планирование». Поэтому мы должны быть готовы отбросить подобную терминологию, чтобы обеспечить объективность в толковании важных экономических проблем.

ДЕФИНИЦИИ

Ни один ученый не обязан употреблять широко распространенные или общедоступные дефиниции. Экономист может счесть для себя удобным и важным излагать понятия таким образом, что они будут совершенно отличаться от дефиниций, употребляемых большинством людей в повседневной речи. Если дефиниции экономиста точны и последовательны, его аргументация неотразима. Типичный пример: термин «инвестиции» для среднего гражданина ассоциируется с покупкой облигаций и акций на рынке ценных бумаг. Часто мы слышим, как кто-то говорит, что он «инвестировал» свои деньги в акции «Дженерал моторз» или в правительственные облигации! Однако для экономиста «инвестирование» означает приобретение таких реальных активов, как машины и оборудование или строительство нового фабричного здания, а не чисто финансовую операцию по обмену наличных денег или части банковского счета на изящно оформленный листок гербовой бумаги.

ЛОГИЧЕСКИ ОШИБОЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

неправильное

Обобщение:

Рассмотрим теперь один-два примера из области экономики. Для Смита увеличение заработной платы желательно, так как при постоянных ценах на товары это повышает его, Смита, покупательную способность и уровень жизни. Но если заработная плата увеличивается для всех, цены на товары очевидно повысятся, то есть возникнет инфляция. Вот почему уровень жизни Смита может остаться неизменным, поскольку повышение цен погашает эффект увеличения его заработной платы.

Индивидуальный

Как следует из приведенной выше характеристики различия между макроэкономикой и микроэкономикой, логически ошибочное построение напоминает нам, что обобщения, которые правильны для одного из этих уровней анализа, могут быть, а могут и не быть правильными для другого.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ:, ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА

Еще одна логическая ошибка в экономическом мышлении заключается в допущении, будто просто в силу того, что одно событие предшествует другому, первое обязательно служит причиной второго. Этот вид ошибочного рассуждения известен как posthoc, ergopropterhoc или как ошибочное допущение, согласно которому «после этого, следовательно, по причине этого».

Ярким доказательством ошибочности такого хода рассуждения служит следующий классический пример. В самом начале весны лекарь племени совершает в зеленом облачении ритуальный танец вокруг своей деревни. А затем, примерно через неделю, деревья и земля покрываются зеленью. Можем ли мы из этого уверенно заключить, что именно событие А, шаманство лекаря, вызвало событие В, появление весенней зелени? Конечно нет! Петух кричит перед рассветом, но это не означает, что петух вызвал восход солнца!

При анализе различных групп эмпирических данных особенно важно не смешивать корреляцию с причинностью. Корреляция — это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что X служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие; большее образование рабочего предполагает, что он более производителен, а такой рабочий получает большее денежное вознаграждение. Но, если поразмыслить, не меняются ли здесь причина и следствие местами, то есть не приобретают ли люди, обладающие более высокими доходами, более высокое образование, точно так же, как они покупают больше автомобилей и более дорогое продовольствие? А быть может, это соотношение объясняется воздействием еще и других факторов? Не является ли позитивная корреляция между уровнями образования и дохода следствием действия необходимых для успеха в образовании ряда свойств — способности, мотивации, личных привычек, — то есть тех же свойств, какие необходимы для того, чтобы рабочий мог достигнуть высокой производительности и получать высокую оплату? При зрелом размышлении кажущаяся простой причинно-следственная связь — «более высокое образование приносит больший доход» — может оказаться сомнительной или даже вовсе не соответствующей действительности.

Словом, причинно-следственные связи в экономикс отнюдь не самоочевидны; экономисту следует тщательно подумать, прежде чем делать вывод, что событие А вызвало событие В. Сам по себе факт, что А предшествует В, не служит основанием, оправдывающим такой вывод.

Взгляд экономиста

Экономисты применяют методологию, общую для всех естественных и общественных наук. В равной мере исследователям всех наук известны логические

ошибки, которые мы только что рассматривали. Следовательно, экономисты не мыслят каким-то особым образом. Но у них специфический взгляд на то, о чем они размышляют. Экономисты развили в себе чрезвычайно бдительное отношение к определенным аспектам повседневного поведения и складывающихся ситуаций. Точнее, они ищут в действиях людей и институтов рациональность или целеустремленность. Такая целеустремленность подразумевает, что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Можно поэтому сказать, что экономическое восприятие — это восприятие с позиции соотношения «издержкивыгоды».

Поскольку люди делают экономический выбор из целого ряда альтернатив, всякий такой выбор предполагает жертвы или издержки. Покупка нового видеомагнитофона может означать невозможность приобретения нового персонального компьютера. Прохождение курса «экономикс» может исключить возможность изучения курса анализа хозяйственной деятельности, или политических наук, или электроники. Решение правительства об увеличении расходов на медицинское обслуживание престарелых может означать ухудшение медицинского обслуживания детей из малообеспеченных семей. Увы, всюду и везде затраты! Люди, естественно, озабочены прежде всего личными денежными затратами, то есть расходами на обучение в учебных заведениях, покупку гамбургеров, наем нянь для детей, квартирную плату или посещение концертов. Но в главе 2 мы обнаружим, что во всех ситуациях, когда возникают затраты, доходы или ресурсы оказываются меньшими по сравнению с потребностями.

сопоставляют

РЕЗЮМЕ

1. Предмет экономикс — поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.

2. Экономикс изучают по ряду причин: а) она дает ценные знания нашей социальной среды и поведения; б) она вооружает демократическое гражданское общество способностью разумно принимать фундаментальные решения; в) не являясь преимущественно профессиональной дисциплиной, она тем не менее может обеспечить менеджера предприятия или потребителя ценной информацией.

3. Задачи описательной, или эмпирической, экономической науки заключаются: а) в сборе тех экономических фактов, какие относятся к конкретной проблеме или к отдельному сектору экономики, и б) в проверке гипотез с помощью фактов, чтобы подтвердить правильность теорий.

4. Выведенные экономистами обобщения называются» принципами», «теориями», «законами» или «моделями». Формулирование этих принципов составляет задачу экономической теории.

5. Индукция представляет собой процесс выкристаллизовывания теорий из фактов; дедукция означает формулирование гипотез, а затем сбор фактов с целью их подтверждения.

6. Одни экономические принципы относятся к макроэкономике (к экономике в целом или крупным ее агрегатам), а другие к микроэкономике (к особым экономическим единицам или институтам).

7. Экономические принципы особенно ценны в качестве прогнозных инструментов; они служат основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы.

8. Позитивные утверждения воплощают факты («что есть»), тогда как нормативные утверждения охватывают оценочные суждения («что должно быть»).

9. Широко признанными экономическими целями нашего общества являются экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность и рациональный баланс нашей международной торговли и финансов. Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга; другие — взаимно исключают.

10. В изучении экономикс встречается множество ловушек, с которыми может столкнуться начинающий экономист. К числу наиболее значительных препятствий на пути экономического познания относятся следующие: а) ошибочные и предвзятые представления; б) терминологические трудности; в) логически ошибочное построение и г) трудность выявления четких причинно-следственных связей.

11. Экономическое восприятие означает изучение того, как индивиды и институты принимают рациональные решения, основываясь на сопоставлении издержек и выгод.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Экономикс

Описательная, или эмпирическая, экономическая наука, Экономическая теория, Индукция и дедукция

Гипотеза

Обоснование экономической политики, Принципы, или обобщения, Допущение, Макроэкономика и микроэкономика, Позитивная и нормативная экономикс, Экономические цели, Логически ошибочное построение, Корреляция и причинность, Экономическое восприятие, ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните подробно, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой. Дайте критическую оценку следующему тезису: «Беда экономикс заключается в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам».

2. Проанализируйте и объясните следующую цитату: «Факты редко бывают простыми, обычно они сложны; необходим теоретический анализ, чтобы выявить сложности и истолковать факты, поскольку без этого мы не можем их понять… Утверждение, будто существует противоположность фактов и теории, ложно; истинная их связь заключается в том, что они дополняют друг друга. На практике мы не можем судить о факте, не соотнеся его с другими фактами, а такое соотнесение и есть теория. Сами по себе факты немы; прежде чем они смогут нам что-либо поведать, нам нужно их систематизировать, а систематизация и есть теория. Теория попросту представляет собой неизбежную систематизацию и истолкование фактов, заменяя массу разрозненных частностей обобщениями, которые позволяют вам что-то доказывать и действовать» .

3.Каково значение того обстоятельства, что экономикс не является лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических принципов?

4.Объясните каждое из следующих положений:

  • а) «Подобно всем научным законам, экономические законы устанавливаются, чтобы можно было успешно предвидеть последствия действий людей» ;
  • б) «Абстракция…

это неизбежная цена всеобщности… Фактически абстракция и всеобщность — это синонимы» ;

в) «Количественные величины служат для дисциплинирования риторики» .

5. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое — к макроэкономике:

  • а) уровень безработицы а Соединенных Штатах составлял в 1986 г. 7%;
  • б) фабрика продуктов для собак фирмы «Алпо» в Боузере, штат Айова, уволила в прошлом месяце 15рабочих;

в) внезапные холода в Центральной Флориде сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на

апельсины;

  • г) наш ВНП, с поправкой на инфляцию, возрос в 1986 г. на 2.5%;
  • д) на прошлой неделе «Манхэттен кемикл бэнк» снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям наполовину процентного пункта;
  • e) индекс цен на потребительские товары возрос в 1980 г. более чем на 12%.

6. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:

  • а) наиболее высокая температура равна 89 градусам (по Фаренгейту);
  • б) сегодня было слишком жарко;
  • в) в прошлом году общий уровень цен повысился на 4,4%;
  • г) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительственная политика должна ее сократить.

7. В какой степени для вас приемлемы восемь экономических целей, сформулированных и охарактеризованных в этой главе? Какую очередность указанных целей вы бы установили? Утверждалось, что мы ставим перед собой лишь четыре цели: прогресс, стабильность, справедливость и свобода. Согласуется ли этот последний перечень целей с их перечнем, приведенным в данной главе?

8. Проанализируйте каждую из следующих конкретных целей в свете перечисленных на с. 23—24 восьми общих целей иотметьте, в чем вы усмотрели между ними противоречия, в чем совместимость с: а) снижением уровня загрязнения окружающей среды; б) увеличением свободного времени; в) защитой американских производителей от иностранной конкуренции. Укажите, какую из этих конкретных целей вы приемлете, и обоснуйте свою позицию.

9. Объясните смысл кривой на рисунке 19-2 (с. 340оригинала), указав характер дилеммы государственной политики, которую она иллюстрирует. Какому из предлагаемых кривой вариантов вы отдаете предпочтение? И почему?

10. Объясните и приведите пример а) логически ошибочного построения и б) ошибочности утверждения, что» после этого, следовательно, по причине этого». Почемув общественных науках трудно выявить причинно-следственные связи?

11. «Экономистам ни в коем случае не следует быть популярными; люди, которые критикуют благоденствующих, в равной мере служат и тем, кто заботится о бедствующих, и нельзя себе представить, что американский капитализм станет долго процветать без критиков, которых его лидеры считают таким большим источником раздражения» . Истолкуйте и оцените это высказывание.

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ, Американская экономика: основные показатели

Прежде чем приступить к изучению механизма функционирования экономики, интересно и поучительно ознакомиться с некоторыми важнейшими фактами.

1. Объем производства и доход. В 1988г. в Соединенных Штатах произведено товаров и услуг на общую сумму в 4862 млрд дол., тоесть больше, чем в любой другой стране. Объем продукции на душу населения составил 17 840 дол. по сравнению с 12 840 дол. в Японии, 8870 дол. в Англии, 1860 дол. в Мексике и 120 дол. в Эфиопии. Однако, согласно критериям федерального правительства, свыше 13% всех жителей США живет в бедности.

2. Уровень цен. В историческом плане уровень цен переживал и подъемы (инфляция), и падения (дефляция).

Однако после второй мировой войны, за исключением одного-двух лет, в Соединенных Штатах имела место инфляция различной степени. К 1988 г. уровень цен был почти в 3,3 раза выше, чем в 1967 г.

3. Занятость и безработица. После второй мировой войны численность занятых в США возросла с 57 млн человек в 1947 г. до 115 млн в 1988 г. За этот период рост числа занятых в США вдвое превысил этот показатель в Японии; в Англии, Западной Германии и Италии практически не произошло увеличения численности занятых. За последние 10 лет среднегодовой уровень безработицы в США составил 7,3%. Уровень безработицы среди негров в 2 с лишним раза выше, чем среди белых.

4. Предприятия. Из насчитывающихся в стране17,6 млн частных фирм приблизительно 82% — это относительно небольшие некорпоративные предприятия (единоличные владения и партнерства).

На долю остальных 18%,являющихся корпорациями, приходится около 90% общего объема продаж частных предприятий. Если бы наша крупнейшая корпорация, «Дженерал моторз», была государством, объем ее продукции превысил бы объем продукции всех, за исключением примерно 22 или 24, стран мира. В 1987 г. 61 622 фирмы потерпели банкротство, но в том же году было основано 685 600 новых компаний.

5. Правительство. На долю правительств — федерального, штатов и местных органов власти — приходится около 20% национального продукта. Приблизительно треть его составляет продукция военного назначения. Каждый шестой работник в стране находится на службе государства. Текущий государственный долг равен 2600 млрд дол., или около 10 568 дол. на душу населения.

6. Внешняя торговля. В 1987 г. Соединенные Штаты экспортировали товаров и услуг на сумму 251 млрд дол., а импортировали на сумму 410 млрд дол. Экспорт составил 11%, а импорт 13% национального продукта. Большая часть внешней торговли ведется с другими промышленно развитыми странами; крупнейшим торговым партнером является не Япония, а Канада.

Статистическая таблица, помещенная на внутренней стороне обложки этой книги, служит весьма доступным источником информации о важнейших тенденциях в американской экономике.

Приложение к главе 1, Графики и их значение

ные сооружения из соединенных проволокой или стержнями в определенном соотношении многоцветных деревянных шаров, представляющих протоны, нейтроны и т. д. Экономисты часто используют графики для иллюстрации своих моделей, а студенты, понимая эти «картинки», могут лучше воспринять то, что им говорят экономисты.

Большинство из рассматриваемых нами принципов или моделей, с которыми мы встретимся, будет объяснять связь лишь между двумя группами экономических фактов; поэтому простые двухмерные графики служат удобным средством демонстрирования этих связей и манипулирования ими.

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА

График представляет собой лишь наглядное изображение зависимости между двумя переменными. Таблица 1 дает нам простую гипотетическую иллюстрацию, показывающую зависимость между доходом и потреблением. Даже не изучая экономике, можно предположить, что люди с высоким доходом потребляют больше, чем люди с низким доходом. Поэтому не следует удивляться тому, что таблица 1 иллюстрирует тезис, согласно которому потребление возрастает по мере увеличения дохода.

Как изобразить содержащуюся в таблице 1 информацию графически? Посмотрите на график, показанный на рисунке 1. Теперь снова рассмотрите информацию в таблице 1, а мы объясним, как убедительно представить эту информацию путем построения графика, который вы только что рассматривали.

Зависимость между доходом и потреблением

Доход (за неделю, дол) Потребление (за неделю, дол) Точки

0

100

200

300

400

50

100

150

200

250

А

В

С

D

Е

Если вы перелистаете страницы этой книги, то обнаружите большое количество графиков. Одни из них выглядят относительно простыми, другие более сложными. Вопреки студенческим шуткам, графики построены экономистами вовсе не для того, чтобы запутывать студентов! Напротив, цель графиков — помочь студентам четко представить себе и понять важные экономические связи. Графики служат средством, с помощью которого экономисты выражают свои теории или модели. Физики и химики иногда иллюстрируют свои теории, строя игрушеч-

Мы здесь пытаемся наглядно, или графически, показать, как изменяется потребление по мере изменения дохода. Поскольку детерминирующим фактором здесь выступает доход, мы представляем его на горизонтальной оси графика, как это обычно принято. А так как потребление является переменной, зависящей от дохода, мы представляем его на вертикальной оси графика, что также обычно принято. Независимую переменную мы помещаем на горизонтальной оси, а зависимую переменную на вертикальной оси.

Теперь нам просто следует выбрать масштабы на вертикальной и горизонтальной осях графика

таким образом, чтобы были наглядно представлены области изменения величин потребления и дохода, а также чтобы рассматриваемые приросты этих величин удобно отражались графически. Как видно, область изменения величин на графике соответствует области изменения величин в таблице 1. В свою очередь, в данном примере в обоих масштабах прирост величин на 100 дол. соответствует отрезку размером приблизительно в полдюйма.

Далее необходимо поместить каждую величину потребления и каждую величину дохода, от которой она зависит, на единственной точке, графически отражающей указанную выше информацию. Наши пять комбинаций «доход — потребление» наносятся на график путем проведения перпендикуляров от соответствующих точек на вертикальной и горизонтальной осях. Например, для нахождения точки С (200 дол. дохода — 150 дол. потребления) следует провести перпендикуляры от горизонтальной оси (доход) от 200 дол. и перпендикулярной оси от 150 дол. Эти перпендикуляры пересекутся в точке С, которая и образует конкретное сочетание «доход — потребление». Вам следует удостовериться в том, что все остальные комбинации «доход — потребление», приведенные в таблице 1, правильно помещены на рисунке 1. Приняв допущение, что такое же общее соотношение между доходом и потреблением распространяется и на все другие точки между пятью нанесенными на графике, можно начертить линию, или кривую, соединяющую эти точки.

Используя рисунок 1 в качестве отправной базы, мы теперь можем сформулировать ряд дополнительных важных положений.

Зависимость между доходом и потреблением 1

Графическое изображение прямо пропорциональной зависимости между потреблением и доходом

Два ряда прямо пропорционально связанных между собой величин, скажем потребления и дохода, изображаются в виде восходящей прямой. В данном случае ось координат пересекается на уровне 50 дол., а наклон прямой составляет + 1/2.

ПРЯМЫЕ И ОБРАТНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ

в одном и том же

противоположных

нисходящей

Зависимость между ценой на билеты я числом посетителей

Цена билета (дол.) Число посетителей (тыс.) Точки

25

20

15

10

5

0

0

4

8

12

16

20

A

B

C

D

E

F

ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Несмотря на то, что сама по себе эта задача чрезвычайно трудна, экономисты стремятся определить, какая из переменных служит «причиной», а какая — «следствием». Иначе говоря, мы должны установить, какая переменная независима, а какая

  • зависима. По определению, зависимая переменная — это «следствие», или результат: это переменная, которая изменяется вследствие изменения какой-то другой (независимой) переменной. Соответственно независимая переменная — это «причина»;
  • это переменная, которая вызывает изменение зависимой переменной. Как уже отмечалось, в нашем примере с комбинацией «доход — потребление» общепризнано, что доход пред-

ставляет собой независимую переменную, а потребление — зависимую переменную. Правильно сказать, что размер дохода определяет величину потребления, а не наоборот. Так, цены на билеты определяют посещаемость баскетбольных матчей на стадионе упомянутого университета, посещаемость же не определяет цену билетов. Цена билетов — это независимая переменная, а количество купленных билетов — это зависимая переменная.

Вспомните, что на уроках в средней школе учителя математики всегда помещали независимую переменную (причину) на горизонтальной оси, а зависимую переменную (следствие) — на вертикальной оси. Экономисты не столь последовательны; они размещают на графиках независимые и зависимые переменные более произвольно. Например, связь «доход — потребление» они наносят на график так же, как и учителя математики. Однако данные о ценах и издержках они помещают на вертикальной оси. Следовательно, изображение ими на графике связи между ценами на билеты и посещаемостью стадиона не соответствует принятому у математиков правилу.

ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ

Вы, вероятно, уже заметили, что наши простые графики, изображающие связь двух переменных, игнорируют множество других факторов, которые могут повлиять на величину потребления при данном уровне дохода или на число посетителей баскетбольных матчей при каждой возможной цене билета. Когда экономисты изображают связь между двумя переменными, они призывают себе на помощь рассмотренное в основном тексте этой главы допущение ceterisparibus, или «при прочих равных условиях». Так, на рисунке 1 предполагается, что все прочие факторы (то есть все факторы, кроме дохода), которые могут повлиять на объем потребления, остаются постоянными, или неизменными. Равным образом и на рисунке 2 все факторы (кроме цен на билеты), которые могут повлиять на посещаемость баскетбольных матчей, также считаются постоянными. В реальной действительности, как мы знаем, «прочие условия» часто изменяются. И когда это происходит, конкретные связи, представленные в наших двух таблицах и на двух графиках, претерпевают изменения. Соответственно, следует полагать, что и нанесенные на графиках линии сместятся и примут новое положение.

Например, что может произойти с соотношением «доход — потребление», когда на фондовой бирже возникает такой «крах», какой имел место 19 октября 1987 г.? Ожидаемый результат этого резкого снижения курса акций должен был бы заставить людей посчитать себя менее богатыми, а поэтому менее склонными сохранить уровень потребления при каждом из уровней дохода. Короче говоря, следовало ожидать понижательное смещение линии потребления на рисунке 1. Пришлось бы провести новую линию потребления, основанную на предположении, что при каждом уровне дохода объ-

ем потребления ниже, скажем, на 20 дол. Заметьте, что связь между этими переменными остается прямой, но линия просто сместилась, чтобы отразить меньший объем потребительских расходов при каждом уровне дохода.

Точно так же и на посещаемость баскетбольных матчей может повлиять много других факторов, кроме цены билетов. Например, если бы правительство решило отменить программу предоставления студентам ссуд, численность обучающихся в университете сократилась бы, а отсюда и посещаемость баскетбольных матчей также снизилась бы при любой цене на билеты. Вам необходимо перечертить рисунок 2, исходя из предположения, что баскетбольные матчи посещает на 2 тыс. меньше студентов при каждой цене на билеты. Вопрос 2 в конце настоящего приложения вводит другие переменные, которые могут вызвать сдвиг линии, показывающей связь между ценой на билеты и посещаемостью матчей.

НАКЛОН ЛИНИИ

Линии можно характеризовать по крутизне их наклона. Наклон прямой линии между двумя точками определяется как отношение вертикального ее изменения (повышения или снижения) к горизонтальному ее изменению (разность абсцисс), обусловленное передвижением между точками. Например, перемещаясь от точки В к точке С на рисунке 1, мы обнаруживаем, что повышение, или вертикальное изменение (изменение объема потребления), составляет + 50 дол., а разность абсцисс, или горизонтальное изменение (изменение размера дохода), составляет + 100 дол. Отсюда:

Наклон линии 1

Обратите внимание на то, что наш наклон в 1/2 является положительным, так как потребление и доход изменяются в одном и том же направлении, то есть между потреблением и доходом существует прямая, или положительная, связь.

О чем свидетельствует этот наклон в 1/2? Он показывает нам, что каждый прирост дохода в 2 дол. сопровождается увеличением потребления на 1 дол. Равным образом он показывает, что каждое снижение дохода на 2 дол. приводит к сокращению потребления на 1 дол.

Наклон линии 2
Что показывает нам этот наклон в —5/+4 , или —1 1/4? Он подразумевает, что снижение цены билета на 5 дол. увеличивает число посетителей на 4 тыс.

В примере с ценами на билеты и посещаемостью баскетбольных матчей связь отрицательная, или обратная, вследствие чего и наклон линии на рисунке 2 является отрицательным. Здесь вертикальное изменение, или снижение цены билета, составляет 5, а горизонтальное изменение, или разность абсцисс, составляет 4. Отсюда:

человек. Иначе говоря, он означает, что снижение цены билета на 1 дол. увеличивает посещаемость на 800 человек.

Для нахождения положения прямой на графике необходимо кроме ее наклона знать точку ее переселения с осью ординат.

На рисунке 1 эта точка находится на уровне 50 дол. Это означает, что, если текущий доход каким-то образом принимает нулевое значение, потребители все равно расходуют 50 дол. Каким образом им удается осуществлять такой расход на потребление, если у них нет никакого текущего дохода? Ответ: путем получения займа или продажи части своих активов. Точно так же точка пересечения с осью ординат на рисунке 2 показывает нам, что при цене билета на баскетбольный матч 25 дол. баскетбольные команды стали бы играть при пустых трибунах стадиона.

Имея уже представление о точке пересечения с осью ординат и о наклоне, мы теперь можем четко изобразить нашу линию потребления в форме уравнения. В общем линейное уравнение выглядит так: y= a+ bx, где y — зависимая переменная, a — вертикальное пересечение, b — наклон линии, а x — независимая переменная. В нашем примере с комбинацией «доход — потребление», если допустить, что C представляет потребление (зависимую переменную) и Y представляет доход (независимую переменную), уравнение может принять следующий вид: C= a+ bY. Заменяя величины точки вертикального переселения и наклона нашими конкретными данными, получаем: C= 50+0,5Y. Это уравнение позволяет нам определить объем потребления при любом уровне дохода. Например, при уровне дохода в 300 дол. (точка D на рисунке 1) наше уравнение предсказывает, что объем потребления составит 200 дол. [= 50 дол. + (0,5 х 300 дол.)]. Вам следует доказать, что при доходе в 250 дол. объем потребления будет равен 150 дол.

Когда экономисты меняют принятый математиками порядок размещения на графике независимых и зависимых переменных и помещают первые на вертикальной оси, а вторые на горизонтальной, получается, что в известном смысле обычное линейное уравнение решается относительно независимой переменной, а не зависимой. Выше мы отмечали, что этот случай подходит для наших данных о ценах на билеты и о посещаемости баскетбольных матчей. Если мы предположим, что P представляет цену билета, аA — посещаемость, наше уравнение примет следующий вид: P = 25 — 1,25A , где вертикальное пересечение оказывается в точке 25, а отрицательный наклон равен —1—1/4, или —1,25. Однако знание величины P позволяет нам решить проблему величины A, которая фактически является зависимой переменной. Например, если P = 15, тогда в нашем уравнении окажутся следующие величины: 15 = 25 —1,25(A ), или 1,25A = 10, или A = 8. Вам необходимо проверить этот ответ на примере рисунка 2, а также использовать это уравнение, чтобы предсказать, сколько будет продано билетов при цене 7,5 дол.

Наклон линии 3

Рисунок 2. Графическое изображение обратно пропорциональной зависимости между ценами на билет и числом посетителей матчей

Два ряда величин, в данном случае цены на билеты и посещаемость баскетбольных матчей, изображают на графике в виде нисходящей прямой. Наклон этой прямой составляет —1 1/4.

НАКЛОН НЕЛИНЕЙНОЙ КРИВОЙ

Теперь перейдем из простого мира линейных связей (прямых линий) в несколько более сложный мир нелинейных связей (кривых), когда наклон кривой изменяется по мере продвижения от одной точки на кривой к другой. Например, рассмотрим восходящую кривую AA на рисунке 3(а).

Несмотря на то что ее наклон положителен на всем ее протяжении, мы видим, что он уменьшается, или выравнивается, по мере продвижения по кривой вверх и вправо (в северо-восточном направлении).

Поскольку наклон постоянно меняется, мы можем его измерить лишь в какой-то отдельной точке на кривой.

Как это делается? Мы начинаем с проведения прямой линии, которая касается кривой в той точке, где мы хотим измерить ее наклон. По определению, прямая является касательной к кривой в данной точке, если она соприкасается с нею, но не пересекает ее. Тех, прямая aa — это касательная кривой AA в точке P на рисунке 3(а).

Проведя указанную прямую, мы можем измерить наклон кривой AA в точке P, просто измерив наклон прямой линии касания aa . В данном случае на рисунке 3(а) мы видим, что, когда вертикальное изменение (разность ординат) aa составляет +10, горизонтальное изменение (разность абсцисс) также равно +10. Таким образом, наклон касательной aa составляет 10/10, или +1, и следовательно, наклон кривой AA в точке P также составляет +1.

Теперь рассмотрим нисходящую кривую BB на рисунке 3(6).

В данном случае мы видим, что наклон BB отрицателен и что он уменьшается, или вырав-

нивается, по мере продвижения кривой вниз и вправо (в юго-восточном направлении).

Каков наклон в точке P ? Снова проводим линию bb , которая касается кривой BB в точке P . В данном случае мы видим, что, когда вертикальное изменение (снижение) на ее равно —10, горизонтальное изменение составляет лишь +5. Таким образом, наклон кривой +BB в точке P равняется -10/+5 или —2. Сюда относится вопрос 6 в конце данного приложения.

между вертикальным изменением и горизонтальным изменением, складывающееся по мере передвижения между любыми двумя точками. Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей ливни — отрицательным.

7. Точка пересечения с осью ординат (абсцисс) и наклон линии устанавливают положение прямой и используются для изображения связи между двумя переменными в форме уравнения.

8. Наклон кривой в любой точке определяется измерением наклона прямой в месте касании ее с этой точкой.

Наклон нелинейной кривой 1

Определение наклона кривых

Наклон кривой изменяется по мере продвижения по ней от одной точки к другой. Наклон в любой точке можно определить проведением прямой, касающейся кривой в соответствующей точке, и измерением наклона этой прямой.

РЕЗЮМЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Графики служат удобным и информативным способом иллюстрации экономических зависимостей или принципов.

2. Между двумя переменными существует положительная, или прямая, зависимость, когда их величины изменяются в одном и том же направлении, изображаются на графике в виде восходящей линии.

3. Между двумя переменными существует отрицательная, или обратная, зависимость, когда их величины изменяются в противоположных направлениях. Эти переменные изображаются на графике в виде нисходящей линии.

4.Величина зависимой переменной («следствия») определяется величиной независимой переменной («причиной»).

5. Когда учитываются изменения «прочих факторов», которые могут повлиять на связь между двумя переменными, следует ожидать, что изображенная на графике линия связи примет новое положение.

6. Наклон прямой линии представляет собой отношение

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, УПОТРЕБЛЕННЫЕ В ПРИЛОЖЕНИИ, Оси ординат и абсцисс, Прямые и обратные зависимости, Зависимые и независимые переменные, Наклон прямой линии, Пересечение с осью ординат, Касательная, ВОПРОСЫ К ПРИЛОЖЕНИЮ, И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Кратко объясните, как используются графики в качестве способа изображения экономических принципов. Что такое обратная зависимость? Как она изображается на графике? Что такое прямая зависимость? Как она изображается на графике? Начертите и объясните связи, которые могут возникнуть между а) количеством осадков в месяц (в дюймах) и продажей зонтов, б) размером платы за обучение и числом студентов в университете и в) размером поощрительных стипендий студентам-спортсменам и количеством матчей, выигранных футбольной командой университета. В каждом случае

назовите факторы и объясните, которые из них, помимо названных выше, способны нарушить ожидаемые связи. Совместимо ли ваше обобщение в) с тем фактом, что исторически как число студентов, так и плата за обучение возрастали параллельно? Если нет, то объясните любое отступление от этого обобщения.

2. Укажите, как может каждое из следующих обстоятельств повлиять на данные, приведенные в таблице 2 и на рисунке 2 настоящего приложения:

  • а) руководитель отдела спорта университета определяет сильнейшие команды;
  • б) футбольная команда университета три сезона подряд терпит поражение;
  • в) контракты, заключаемые футбольной командой университета, предусматривают телевизионные репортажи с игр на своем стадионе.

3. Следующая таблица содержит данные о зависимости между сбережением и доходом.

Перестройте порядок расположения этих данных, приведите его в надлежащий вид и нанесите эти данные на помещенную здесь сетку. Каким окажется наклон линии? Где будет вертикальное пересечение? Объясните значение наклона и точки пересечения. Постройте уравнение, которое соответствует линии на вашем графике. Каким, по-вашему, будет объем сбережения при уровне дохода в 12 500 дол.?

4. Составьте таблицу на основе данных, изображенных на помещенном ниже графике.

Термины и понятия 1

Термины и понятия 2
Доход (в год, дол.) Сбережения (в год, дол.)

15 000

0

10 000

5 000

20 000

1 000

—500

500

0

1 500

5. Предположим, что, когда учетная ставка на ссуды составляет 16%, предприятия считают невыгодным инвестировать средства в машины и оборудование. Однако, когда ставка снижается до 14%, выгодным считается инвестировать 5 млрд дол. При ставке в 12% выгодно вложить уже 10 млрд дол. Следовательно, снижение ставки на каждые два процентных пункта приводит к увеличению объема инвестиций на 5 млрд дол. Покажите эту связь между процентной ставкой и размером инвестиций устно, в табличной форме, в графическом изображении, в виде уравнения. Поместите процентную ставку на вертикальной оси графика, а объем инвестиций на горизонтальной оси; в уравнении используйте формулу i = a— bI , где i — это процентная ставка, a — вертикальное пересечение, b — наклон линии и I — объем инвестиций. Охарактеризуйте преимущества и недостатки представления этой связи в устной, табличной, графической форме и в форме уравнения.

6. Помещаемый ниже график показывает кривую XX и три тангенса в точках A , B и C . Вычислите наклон кривой в этих точках.

Термины и понятия 3

7. Является ли на помещенном ниже графике наклон кривой АА’ положительным или отрицательным? Увеличивается ли или уменьшается наклон по мере продвижения отA к A Ответьте на такие же два вопроса, относящиеся к кривой BB ‘.

Термины и понятия 4

Кейнс Дж М.

Любой из следующих трех трудов послужит читателю великолепным введением в историю развития экономической мысли: Robert Heilbroner . The Worldly Philosophers. 6th ed. New York: Simon and Schuster, Inc., 1986; Daniel R. Fusfeld The Age of the Economist.5th ed. Chicago Scott, Foresman and Company, 1986; E. Ray Canterbery. The Making of Economics. 3d ed. Belmont, Calif.:Wadsworth Publishing Company, 1987.

Walter W Heller

Прим. перев.),

Kenneth E. Boulding.

Сюда можно было бы добавить и другие цели. Например, часто ставится цель улучшения окружающей природной среды

Предполагается, что не существует правительственных программ, фиксирующих цены на продукцию сельского хозяйства.

Henry Clay.

Oskar Lange.

George J. Stigler.

Victor R. Fuchs

John Kenneth Galbraith.