Возмещение вреда по договору ОСАГО

Курсовая работа

Закон об обязательном автогражданской ответственности (ОСАГО) вступил в силу с 1 июля 2003 года. С этого момента каждый владелец автомобиля обязан застраховать свою гражданскую ответственность, которая наступает при совершении дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Без полиса ОСАГО нельзя даже получить талон техосмотра или поставить автомобиль на учет.

Предполагалось, что обязательное гражданской ответственности владельцев транспортных средств, более известное как ОСАГО, станет в России именно тем правовым институтом, тем инструментом, который снизит количество дорожно-транспортных происшествий, уносящих ежегодно более 35000 человеческих жизней, облегчит работу правоохранительных и судебных органов, отправит в историю мошенничество на дорогах, сбережет время и нервы автовладельцев.

Однако с 1 марта 2009 года в силу вступили очередные поправки к закону об обязательном автогражданской ответственности (ОСАГО).

Вводится порядок прямого урегулирования убытков, при котором пострадавший в ДТП может обратиться за возмещением в собственную компанию, а не виновника происшествия (если ущерб составляет не более 25000 рублей).

Нововведения используются в добровольном порядке, т.е. можно оформить аварию как обычно – вызвав сотрудников ГИБДД.

На практике определение размера страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевшего, нередко становится предметом судебных разбирательств и является одним из наиболее проблематичных моментов в системе ОСАГО. Несовершенство законодательной базы является причиной возникновения между страховщиками, и потерпевшими.

Следовательно, изучение процесса возмещения вреда по договорам ОСАГО имеет особую актуальность.

Цель выполнения курсовой работы – анализ действующего законодательства в сфере регулирования отношений по поводу обязательного автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе новейших изменений законодательство ОСАГО. Практическая значимость работы обоснована появлением все большего количества автомобилей на дорогах России и достаточно высоким числом ДТП.

7 стр., 3039 слов

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ...

... обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.02; Гражданским кодексом РФ (гл 48);, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» №4015-1 от 1992 г. (с изм. от 31.12.97) Основные принципы обязательного страхования автогражданской ответственности ...

1. Понятие обязательного автогражданской ответственности

За вред, причиненный дорожно-транспортным происшествием, в соответствии со статьями 1064, 1079 Гражданского кодекса РФ наступает гражданская ответственность. Эта гражданская ответственность носит компенсационный характер, поскольку ее цель – восстановление имущественных прав кредитора, в нашем случае потерпевшего, поэтому размер ответственности должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда.

Гражданская ответственность подразделяется на договорную или внедоговорную. Споры, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, входят в отношения внедоговорного характера.

Повышенная опасность движущегося автомобиля, способного причинить вред даже при отсутствии вины водителя, ответственность ее владельца за вред, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля, обуславливают особый порядок регулирования. Закон предусматривает три условия, при которых владелец автомобиля обязан возместить причиненный потерпевшему вред:

  • а) противоправность поведения владельца автомобиля;
  • б) наличие имущественного вреда;
  • в) причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.1

Вина – необходимый принцип юридической ответственности. Вина может проявляться в различных формах, которые влияют на меру ответственности. Формами вины могут быть умысел и неосторожность.

Умысел означает, что лицо предвидит противоправность своего поведения и возможность наступления отрицательных последствий. Неосторожность имеет место в тех случаях, когда лицо хотя не предвидело и не желало неблагоприятных последствий, однако не проявило необходимой предусмотрительности.

Форма вины, как правило, не влияет на размер гражданско-правовой ответственности. Вина в гражданском праве является условием ответственности не только граждан, но и организаций – юридических лиц.

В исключительных случаях гражданское право допускает ответственность при отсутствии вины правонарушителя, т.е. за сам факт противоправного поведения. В частности, владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, кроме тех случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.2

2. Условия и порядок обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет в качестве риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.3 При возникновении права владения транспортным средством (например, приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление) владелец транспортного средства обязан выполнить общее правило – свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней после возникновения права владения им. Законодатель, используя слово «владелец», расширяет это понятие, подчеркивая, что владелец – это не обязательно собственник.

Обязанность гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории России транспортных средств, за некоторыми исключениями. Эта обязанность не распространяется на владельцев:

6 стр., 2729 слов

Страхование средств наземного транспорта

... своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Другими словами, речь идёт не столько о страховании средств наземного транспорта, сколько о страховании ответственности перед ...

  • транспортных средств, максимальная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
  • транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения российского законодательства о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России;
  • транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

— – транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного участником которых является Российская Федерация.

Обязанность гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован иным лицом Кроме того, владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять на случай недостаточности выплаты по обязательному для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся риску по обязательному Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не в форме обязательного или добровольного возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.

Правила гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. №263, устанавливают типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Здесь же приводятся ранее перечисленные категории транспортных средств, на владельцев которых не распространяется условие об обязательном риска гражданской ответственности. Правила, в частности, определяют:

  • объект обязательного – имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда;
  • случай – причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • сумму, страховую премию и порядок ее уплаты;
  • срок действия, порядок заключения, изменения, продления срока действия, досрочного прекращения договора обязательного
  • действия лиц при наступлении случая;
  • порядок определения размера и осуществления выплаты при причинении вреда потерпевшему;
  • порядок разрешения споров.

Объектом обязательного являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории России. Закон об ОСАГО содержит 11 исключений из общего правила риске (страховом случае) страховщика, при котором наступает его обязанность выплатить потерпевшему возмещение.

3. Возмещение вреда и убытков

Основанием для осуществления выплаты с целью возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, является наступление гражданской ответственности или иного лица, ответственность которого застрахована по договору ОСАГО. Под имущественным вредом в гражданском праве понимается всякое умаление субъективного имущественного права, охраняемого законом интереса или иного имущественного блага, влекущее материальные (имущественные) потери у потерпевшего. Гражданская ответственность владельца транспортного средства, причинившего вред имуществу потерпевшего, наступает в форме возмещения убытков.

4 стр., 1575 слов

Ответственность нотариуса. Страхование нотариальной деятельности

... могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. В случае неумышленного причинения нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, материального вреда, они обязаны возместить ... по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ» определяется порядок совершения отдельных видов нотариальной деятельности. Бездействие признается противоправным, если лицо ...

В соответствии с нормами ГК РФ (ст. 15) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вместе с тем п. 1 ст. 15 ставит возможность требования возмещения убытков в полном объеме в зависимость от содержания норм закона или условий договора, в соответствии с которыми возмещение убытков может осуществляться в меньшем размере.

выплаты по договору ОСАГО за вред, причиненный имуществу потерпевшего, основываются на принципе выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка. Данный принцип закрепляет положение, согласно которому не может служить средством извлечения выгоды, поскольку выплачиваемое возмещение должно вернуть выгодоприобретателя (потерпевшего) точно в такое же положение, в каком он находился до наступления ущерба.

При определении размера страховой выплаты за вред, причиненный повреждением транспортного средства, учитывается износ деталей транспортного средства. Таким образом, получая возмещение, потерпевший не может произвести ремонт транспортного средства без дополнительных финансовых затрат, вызванных необходимостью приобретения новых деталей. С одной стороны, выплата страхового возмещения в размере, достаточном для приобретения новых деталей, может явиться следствием неосновательного обогащения потерпевшего, однако без приобретения новых деталей взамен поврежденных в результате ДТП потерпевший не сможет восстановить поврежденное транспортное средство и осуществлять его эксплуатацию. Установка новых деталей при осуществлении ремонта транспортного средства в контексте Правил ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. №263, является «улучшением и модернизацией» имущества и потому не относится к восстановительным расходам.

Под восстановительными расходами в Правилах ОСАГО понимаются расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления случая, с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. В соответствии с ГК РФ страховщик обязуется возместить выгодоприобретателю причиненные вследствие наступления случая убытки в пределах определенной в договоре суммы.4

Поскольку потерпевший не может восстановить имущество за счет страховщика и вновь будет вынужден обращаться в суд с иском к причинителю вреда, представляется, что закрепление в Правилах ОСАГО подобного порядка определения размера возмещения вреда имуществу не отвечает той цели, для достижения которой был принят Закон. К сожалению, складывающаяся судебная практика по вопросу об определении размера страховой выплаты с учетом износа деталей транспортного средства основывается только на букве закона, а не на его духе.

30 стр., 14854 слов

Возмещение ущерба при совершении ДТП

... ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник, например новый собственник предприятия, организации, учреждения. 1.5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗМЕЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА. Под имущественным ущербом в ...

Осуществление выплаты по договору обязательного по принципу полной восстановительной стоимости, когда страховая выплата будет покрывать расходы на восстановление транспортного средства с учетом приобретения новых деталей, либо организация и оплата ремонта поврежденного имущества без учета износа, представляется справедливым решением проблемы возмещения имущественного вреда. Практически во всех странах, где действует система обязательного гражданской ответственности автовладельцев, эта проблема решается подобным образом. В противном случае потерпевший по-прежнему будет использовать только судебный способ защиты своих имущественных прав, предъявляя иск к причинителю вреда.

Введение обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств имело своей целью не только обеспечение гарантированности возмещения вреда, причиненного потерпевшим, но и создание специального механизма урегулирования отношений, возникающих при причинении вреда в результате ДТП с участием нового субъекта данных правовых отношений – Следовательно, в большинстве случаев причинения вреда потерпевшим в результате ДТП проблемы возмещения вреда должны решаться за счет выплаты возмещения без привлечения к участию в данном процессе самого страхователя или иного лица, риск ответственности которого застрахован по договору ОСАГО.

Итак, потерпевший вправе предъявить непосредственно требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование выплате, с приложенными к нему документами о наступлении случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется по месту нахождения или его представителя, уполномоченного на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление выплат.

До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению потерпевшего вправе произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.

В то же время, по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страховщик в счет страховой выплаты вправе организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества.

Если сумма требований, предъявленных несколькими потерпевшими на день первой выплаты по возмещению вреда, причиненного имуществу по данному страховому случаю, превышает установленную Федеральным законом страховую сумму, страховые выплаты производятся пропорционально отношению этой к сумме указанных требований потерпевших (с учетом ограничений выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона).

освобождается от обязанности произвести выплату в случаях, предусмотренных законом и (или) договором обязательного

4. Возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства

Проблемным вопросом в определении размера страховой выплаты за вред, причиненный имуществу, является возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства (УТС).

Позиция страховщиков основывается на том, что под утратой товарной стоимости транспортного средства следует понимать упущенную выгоду владельца транспортного средства. Выплатив УТС, нельзя привести автомобиль в первоначальное состояние, и потому УТС – это убытки владельца, которые он несет при продаже данного автомобиля. После любого, даже дорогостоящего ремонта автомобиль будет продан дешевле. Изменение (уменьшение) его цены и означает УТС. Поскольку в соответствии с Законом5 и Правилами ОСАГО возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды не относится случаям, то и возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства за счет страховой выплаты не производится.6

13 стр., 6290 слов

Защита прав страхователя по договору «Об обязательном страховании ...

... работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Глава I. Общие условия о защите прав страхователя по договору ОСАГО право страхование транспортный ... вреда соучастники страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Цель настоящей дипломной работы - сформировать представление о защите прав страхователя ... средство, ...

Прямо противоположная точка зрения по данному вопросу основывается на определении утраты товарной стоимости как реального ущерба в сфере имущественных интересов владельца транспортного средства, т. к. в результате повреждения воздействий ремонтных работ ухудшается внешний вид автомобиля, снижается срок службы деталей и т.п. К тому же совершенно необязательно, чтобы после осуществления ремонта владелец заключал договор купли-продажи в отношении этого транспортного средства. При осуществлении в дальнейшем эксплуатации автомобиля владелец будет нести убытки, связанные с ухудшением его эксплуатационных свойств.

Утрата товарной стоимости транспортным средством в результате проведения его восстановительного ремонта после аварийного повреждения обусловлена возможным ухудшением внешнего вида транспортного средства, снижением прочностных параметров его отдельных деталей, узлов и агрегатов, повреждением защитных покрытий и использованием деталей, находившихся в эксплуатации либо подвергнувшихся восстановлению. Данный вывод подтверждается нормативными документами, такими, как Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», и руководящим документом, в соответствии с которым эксперт дает заключение об УТС (РД-015–98).

Таким образом, если владелец транспортного средства не имел намерений продать данное транспортное средство на момент наступления случая, то УТС – не что иное, как «утрата или повреждение его имущества» т.е. реальный ущерб, который подлежит возмещению по договору ОСАГО.

В соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного гражданской ответственности владельца транспортного средства целью проведения независимой технической экспертизы является установление обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения: наличие и характер технических повреждений транспортного средства; причины возникновения технических повреждений транспортного средства; технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.7

Однако представляется необходимым дополнить данный перечень указанием на определение УТС, если срок эксплуатации транспортного средства не превышает двух лет.

В том случае, если имущественный ущерб причинен повреждением зданий, сооружений, иного имущества физических и юридических лиц, размер выплаты определяется с учетом расходов на материалы, необходимые для ремонта; расходов на оплату работ по ремонту; расходов по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта; расходов по доставке имущества к месту ремонта и обратно; расходов по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена выплата, также включается в состав убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного Произведенные потерпевшим расходы должны быть отражены в документах, предъявляемых для определения размера страховой выплаты.

61 стр., 30421 слов

Проблемы государственного регулирования страхования гражданской ...

... гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, а также, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с введением обязательного страхования гражданской ответственности и выявление проблем ... предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя ...

С момента предоставления всех документов, подтверждающих произведенные расходы, для начинается отсчет времени, по истечении которого он обязан произвести выплату или же направить мотивированный отказ в полном или частичном осуществлении выплаты потерпевшему. Осуществить выплату страховщик обязан, составив в течение 30 дней акт о страховом случае.8 В течение указанного срока страховщик обязан составить акт о страховом случае, на основании его принять решение об осуществлении выплаты потерпевшему, осуществить выплату либо направить в письменном виде извещение о полном или частичном отказе в страховой выплате с указанием причин отказа. Неотъемлемыми частями акта случае являются заключение независимой экспертизы (оценки), если она проводилась, и (или) акт осмотра поврежденного имущества.

Следует отметить то обстоятельство, что п. 75 Правил отодвигает срок получения выплаты еще на три рабочих дня. Указание на срок, исчисляемый в рабочих днях, имеет определенное значение, т. к. при исчислении срока в календарных днях осуществление выплаты возможно не ранее чем через 24 дня со дня получения всех необходимых документов.

5. Формы выплат и максимальная сумма возмещения

Итак, на возмещение по договору ОСАГО может претендовать любое лицо, которому был причинён вред транспортным средством, за исключением случаев:

  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей природной среды;
  • причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного или обязательного социального
  • возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации;

— – повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности.

38 стр., 18969 слов

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ...

... страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; выявить особенности заключения и исполнения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; исследовать особенности правового регулирования порядка расторжения договора, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Методологическую ...

Максимальная по договору ОСАГО по одному событию, в соответствии с законом, составляет 400 тыс. руб., однако выплаты будут производиться из расчета:

  • 160 тыс. руб. – на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего;
  • 160 тыс.

руб. – на возмещение ущерба, причиненного имуществу третьих лиц (но не более 120 тыс. руб. на одного потерпевшего).

Если сумма ущерба, нанесенного третьим лицам, превысит эти пределы страховой суммы, оставшуюся часть ущерба или застрахованное лицо должны будут возместить самостоятельно.

Потерпевший-гражданин вправе определить способ осуществления выплаты, указав на осуществление выплаты путем наличного или безналичного расчета. Для возмещения вреда, причиненного имуществу юридических лиц, используется безналичная форма расчета. За задержку в осуществлении выплаты страховщик несет ответственность, предусмотренную ст. 395 ГК РФ в виде уплаты процентов. Размер процентов за несвоевременное исполнение денежных обязательств, предусмотренный в Гражданском кодексе, незначителен, и потому на практике нередки случаи затягивания сроков осуществления выплат. Вместе с тем ГК РФ предусматривает возможность установления иного размера процентов в законе или договоре. Представляется, что закрепление в Законе об обязательном ответственности за неисполнение денежных обязательств в размере 1% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки позволило бы решить данную проблему.

6. Прямое возмещение убытков

Обязательное включает право регрессного требования Страховщик имеет право предъявить регрессное требование иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного в размере произведенной страховой выплаты.

Анализ законодательства показывает, что основанием для предъявления регрессного требования является виновное, в форме умысла, поведение выражающееся в нарушении Правил дорожного движения и КоАП РФ. В частности, законодатель предусмотрел ряд ситуаций, связанных с нарушением или застрахованным общепризнанных правил поведения в рамках дорожного движения, при которых отказал им в защите, предоставив ее только потерпевшему.9 Право регрессного требования к причинившему вред лицу предоставлено ему только в определенных случаях. Перечень таких оснований является исчерпывающим.

имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего. Следовательно, даже вследствие умышленного причинения вреда имуществу потерпевшего право на регресс отсутствует. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. С объективной стороны данное правонарушение выражается в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью гражданина.10 Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области дорожного движения, предъявляют ко всем его участникам требования не создавать опасность для движения и не причинять вреда этим отношениям во время эксплуатации транспортных средств.

43 стр., 21460 слов

Урока: «Административная ответственность за нарушения ПДД» Тип ...

... транспортных средств и оказания транспортных услуг, за которые КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 2. Унифицировать в КоАП РФ, понятие правонарушение на ... Ю.П. Соловей. Проблемой административной ответственности за правонарушения в области дорожного А.Э. Снменов, Е.В. движения Януш, Е.В. занимались ...

Согласно ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей. Согласно Правилам дорожного движения водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Следует отметить, что данному правонарушению свойственен материальный состав. Объективная сторона заключается не только в допущенных водителем нарушениях Правил дорожного движения, но и в наличии последствий этого – причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Безусловно, наступление вредных последствий должно находиться в причинной связи с совершенным водителем нарушением требований Правил дорожного движения.

Указанное правонарушение связывается с одним из нарушений Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло предусмотренные ст. 12.24 КоАП РФ последствия. Легкие телесные повреждения – причинение вреда, вызвавшее кратковременное здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. В соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы определения тяжести вреда здоровью признаками легкого вреда здоровью являются:

  • кратковременное здоровья;
  • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.11

Сведения о характере причиненных телесных повреждений получаются по запросу определенной формы в медицинском учреждении, куда доставлялся или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств. С субъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожной формой вины. Умышленное причинение легкого вреда здоровью потерпевшего транспортным средством влечет ответственность в соответствии со ст. 115 УК РФ.

имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу, если вред был причинен иным лицом, риск ответственного которого застрахован по договору обязательного при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

В соответствии с п. 2.7 и подп. 2.3.2 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения, а также водитель обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. Административным законодательством установлен порядок, в соответствии с которым лица, в отношении которых имеются основания полагать, что они управляли транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического), подлежат освидетельствованию на состояние опьянения. Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.26 КоАП РФ.

Объективную сторону этого правонарушения образует сам факт управления транспортным средством лицом в состоянии опьянения, что и необходимо установить при рассмотрении дел данной категории.

Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Рассмотрение дел данной категории относится исключительно к компетенции судей.

имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу, если иное лицо, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Законодательство устанавливает особые требования к водителям транспортных средств – здоровье, профессиональные навыки.

Согласно ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, что подтверждается водительским удостоверением. Водителем является лицо, которое имеет право на управление транспортным средством, за исключением учебной езды. Согласно ст. 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права, образуют состав административного правонарушения.

Объектом данных административных правонарушений является не только безопасность дорожного движения, но и отношения собственности и здоровье людей. С объективной стороны данное правонарушение выражается в нескольких действиях. Его составом охватывается управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими средствами, а равно передача управления транспортными средствами лицу, не имеющему права управления.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами, не имеет права управлять ими. Управление такими лицами транспортными средствами охватывается данным составом административного правонарушения. Для наличия состава не имеет значения, было ли водительское удостоверение изъято у лица или нет <1>. Ответственность за передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему права на управление, несет только водитель транспортного средства. Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого умысла.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • а) немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • б) принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в случаях отправить в ближайшее лечебное учреждение на попутном транспортном средстве, если это невозможно сделать на своем транспортном средстве;
  • сообщить в лечебном учреждении необходимые данные о себе, транспортном средстве и возвратиться к месту происшествия. Если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции;

— в) при необходимости освобождения проезжей части или доставки на своем транспортном средстве в лечебное учреждение необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению, организации объезда места происшествия.

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных п. п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, и оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.27 КоАП РФ. По норме ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ квалифицируются действия водителя, оставившего в нарушение Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, и тогда, когда в происшествии нет пострадавших, и когда в результате ДТП пострадавшему причинен легкий вред здоровью. Вместе с тем водитель транспортного средства не подлежит ответственности в случае, если он покинул место дорожно-транспортного происшествия с целью оказания медицинской помощи пострадавшему.

Заключение

Итак, основной целью Федерального закона об обязательном является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все правовые нормы, содержащиеся в Законе, направлены на достижение обозначенной цели. Для этого Закон определяет комплекс необходимых правовых, экономических и организационных мер, направленных на всеобъемлющее регулирование отношений по обязательному гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Мировая практика урегулирования ущерба по договорам гражданской ответственности владельцев транспортных средств свидетельствует о том, что более 2/3 всех выплат, осуществляемых приходится на материальный (имущественный) ущерб. Следовательно, для развития системы ОСАГО в России и повышения уровня доверия общества к данному виду особое значение имеет своевременное решение проблем, возникающих при определении размеров и осуществлении выплат за вред, причиненный имуществу потерпевших в результате ДТП. Внесение необходимых изменений в действующее законодательство об обязательном гражданской ответственности владельцев транспортных средств будет способствовать правильному уяснению смысла Закона, его последовательному исполнению участниками правоотношений и применению в практике работы юрисдикционных органов.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/vozmeschenie-uscherba-pri-dtp-po-osago-s-vinovnika-sudebnaya-praktika/

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Правила обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года №263.

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 года №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств (вместе с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного гражданской ответственности владельца транспортного средства».

Научная и специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/vozmeschenie-uscherba-pri-dtp-po-osago-s-vinovnika-sudebnaya-praktika/

Дедиков С.В. Обязательное автогражданской ответственности: вопросы и ответы. – М., 2004.

Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный).

– М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.

Дедиков С.В. Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса. // Юридическая и правовая работа в страховании. 2008. №2. С. 116–126.

Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ. /Под ред. заместителя Председателя Верховного Суда РФ П.П. Серкова. – М., 2006.

Рассохин В.В. ОСАГО сегодня: некоторые текущие изменения в законодательстве. // Закон. 2008. №5. С. 103–108.

Яковлев П.С. Обязательное гражданской ответственности владельцев транспортных средств: проблемы нормативно-правового регулирования и реализация на практике. // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2008. №10. С. 67–70.

1 Рассохин В.В. ОСАГО сегодня: некоторые текущие изменения в законодательстве. //Закон. 2008. №5. С.103.

2 Яковлев П.С. Обязательное гражданской ответственности владельцев транспортных средств: проблемы нормативно-правового регулирования и реализация на практике. //Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2008. №10. С.67.

3 Ст.4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

4 П.1 ст.929 Гражданского кодекса РФ, части второй.

5 П.2 ст.6 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

6 Дедиков С.В. Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса. //Юридическая и правовая работа в страховании. 2008. №2. С.118.

7 Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств (вместе с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного гражданской ответственности владельца транспортного средства».

8 П.70 Правил обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года № 263.

9 Дедиков С.В. Обязательное автогражданской ответственности: вопросы и ответы. — М., 2004. С.120.

10 Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ. /Под ред. заместителя Председателя Верховного Суда РФ П.П. Серкова. — М., 2006. С.376.

11 Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный).

— М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. С.83.