Пенсионное обеспечение в РФ

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм — Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п. Оказание им материальной помощи – ещё одна функция Пенсионной системы.

Пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

Актуальность:, Предмет исследования:, Объект исследования:, Цель работы:

В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

  • Дать характеристику источникам права социального пенсионного обеспечения в разных странах;
  • Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;
  • Проанализировать особенности пенсионного обеспечения в условиях государственного и частного финансирования;
  • Провести обобщение и анализ полученного в ходе курсового исследования материалов.

Структура курсовой работы:

  1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения

1.1.Пенсионное обеспечение: понятия, виды.

7 стр., 3305 слов

Негосударственные пенсионные фонды: особенности создания и функционирования

... Цели создания, формы и принципы организации деятельности. Органы управления Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в ...

В обществе, развивающемся по пути социального прогресса, обеспечение людей пенсионного возраста достойным уровнем пенсий является одной из главных целей и основных обязанностей государства в области социальной политики.

В странах с социально ориентированной рыночной экономикой эта проблема решается эффективной системой пенсионного обеспечения, охватывающей все слои общества.

В этих странах пенсионное обеспечение, как правило, представлено государственными и частными системами, предоставляющими пенсии с учетом сложившегося уровней жизни и экономического развития общества. Изучение моделей систем пенсионного обеспечения в различных странах мира свидетельствует о разнообразных принципах и подходах к их формированию.

Так, в научной литературе выделяются системы пенсионного обеспечения государственные и частные, обязательные и добровольные, основанные на взносах застрахованных работников и выплачиваемые вне зависимости от пенсионных взносов, построенные на принципах солидарности поколений и накопительных принципах.[3]

Мировой опыт показывает, что современные социально ориентированные национальные пенсионные системы основаны на концепциях и моделях как распределительной, так и накопительной. В научной литературе известны различные точки зрения о преимуществах и недостатках распределительной и накопительной пенсионных систем.

Вместе с тем, большинство авторов сходится во мнениях, что обе эти системы, решают одну задачу — задачу наиболее эффективного распределения и перераспределения национального дохода между пенсионерами и работающим населением.

Объективная необходимость развития пенсионного обеспечения в мире по пути оптимального сочетания распределительной и накопительной систем пенсионного обеспечения подтверждается результатами научных

исследований и прогнозов, проведенных различными авторами.

Причем, все они, как правило, едины в том, что «основной причиной надвигающегося кризиса систем государственного пенсионного обеспечения является быстрое старение населения большинства развитых

Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. [8]

Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

3 стр., 1200 слов

Пенсионная система Австралии

... Австралии различными методами пытаются уговорить население отчислять больше денег в пенсионные фонды и оставлять их там на более продолжительный срок. Эффективна ли австралийская пенсионная система? ... заботу о собственном обеспечении в старости. Как и все развитые страны, Австралия быстро стареет, ... делала дополнительные взносы в свои пенсионные фонды. Право на получение накопленных денег появляется ...

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.

Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. [12]

Итак, первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, а также в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ (ПФРФ).

Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью. Денежные средства ПФ РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом.

12 стр., 5858 слов

Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц

... и литературы. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ 1.1 Сущность оценки пенсионных прав В связи с введением в действие Федерального закона 173-ФЗ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 ...

Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются федеральным законом.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России.

1.2 Пенсионные фонды и пенсионные системы

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным

учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью. Денежные средства ПФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются законом. [18]