Пенсионное обеспечение в РФ

Курсовая работа

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильцаКураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. — М.: Гелиос АРВ, 2004. — С.92.. В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств, хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

Актуальность темы исследования обусловлено, созданием современного государства, изменения в ее социально-политическом строе вызвали необходимость коренных преобразований в принципах, структуре и механизме управления и функционирования пенсионной системы РФ.

В условиях усиливающегося финансового кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фондФинансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. — М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. — с.473..

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ? средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета. Уровень и качество пенсионного обеспечения — важная составляющая экономического и социального положения населения страны.Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. — М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. — с.473.В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 39 миллионов пенсионеров.Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. — Казань: Изд-во КГФЭИ, 2003. — С.28. Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньги на свою пенсию.

12 стр., 5743 слов

Фонд социального страхования Российской Федерации

... случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении, создан Фонд социального страхования Российской Федерации. Правовой статус, порядок создания и ликвидации регламентированы в Законе об основах обязательного социального страхования, в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев ...

Пенсионеры этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности. В России понимание необходимости самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсионной системы.

Согласно ст.2 Федерального закона от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятие «трудовая пенсия» — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица передустановлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные членысемьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».Федерального закона от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась Пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Минимальная пенсия по старости была установлена в размере 30 рублей и впоследствии увеличена до 50 рублей; максимальная пенсия составляла 120 рублей. Размеры пенсии не изменялись до 1990 г. К пенсии предусматривались следующие надбавки: за непрерывный стаж свыше 15 лет — 10% от размера пенсии; на иждивенцев — 10% на одного, 15% — на двух и более человек.

Основанием для пенсионного обеспечения служили:

  • достижение пенсионного возраста;
  • потеря кормильца — для нетрудоспособных членов семьи;
  • длительная профессиональная деятельность — для отдельных категорийтрудящихся.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. был создан Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд стал финансовым гарантом государственного пенсионного обеспечения более чем для 37 млн человек. Пенсионный фонд формируется в основном за счет:

1. страховых взносов предприятий, организаций;

2. страховых взносов работающих граждан;

4 стр., 1587 слов

Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

... теме работы. Глава 1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 1.1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению Ст. 2, Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ...

3. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров;

4. ассигнований из государственного бюджета РФ.

Приведен, пример показателей, которые определяют работу Пенсионного фонда РФ в 2012-2015 гг.

Приложение №1 Анализируя данные таблицы видно, что в 2012 году бюджет Пенсионного фонда РФ находился в профиците. Но за рассматриваемый вдинамике 2012-2015 период наблюдается увеличение расходов бюджета,что привело к дефициту в 2014 году.

В общем виде состав расходов можно представить в виде приложения №2.

Основные расходы фонда направлены на выплаты страховой части трудовой пенсии — 82,6%. На осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам идет всего 0,9%.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

Российской Федерации, дата обращения —20.02.2016г.

На приложение № 3 представлена структура доходов бюджета за 2015 год.

По данным представленным выше видно, что наибольшую долю в структуре доходов бюджета занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — 46 %.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд на выплату страховой и накопительной пенсии составляют 33% и 21 % соответственно.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

Российской Федерации, дата обращения — 20.02.1016 г.

1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые пенсионное обеспечение в РФ

В ст.1. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отмечено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом Федеральный закон от 17. 12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28. 12.2013, с изм. от 04. 06.2014)»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Ст. 1.

На сегодня в РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, в которой закреплено право каждого гражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств, к существованию.

Федеральные законы:

От 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Пенсионный Фонд

РФ. Электронный ресурс: http: //www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения 20. 02.2016).

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты Пенсионный Фонд РФЭлектронный ресурс: http: //www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения 20.02.2016).

.

От 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56″ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

  • От 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;
  • От 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
  • От 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию;

— От 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов — федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц Пенсионный Фонд РФЭлектронный ресурс: http: //www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения20.02.2016).

14 стр., 6748 слов

Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

... отношений по социальному страхованию. В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) ... Величины будущей пенсии по старости, формируемой в соответствии с условиями пенсионной системы в России, обеспечивают довольно низкий коэффициент замещения утраченного заработка (отношение пенсии к ...

От 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предоставления пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию;

  • От 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам гражданской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;
  • От 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;
  • От 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

— От 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страхованииПраво социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. — М.: Кнорус, 2013. — 312 с.

Порядок выплаты трудовой пенсии гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации регулируется Положением от 8 июля 2002 года № 510 «О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской ФедерацииПраво социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. — М.: Кнорус, 2013. — 312 с.”

16 стр., 7981 слов

Обязательное социальное страхования в Российской Федерации

... № 125-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данная работа состоит из введения, 2 глав, в первой главе рассматриваются правовое регулирование страхования, дается характеристика понятию ... Глава 1. Обязательное социальное страхования в РФ, .1 Понятие и механизм социального страхования В настоящее время социальное страхование признается важнейшим институтом социальной защиты. Его ведущую роль ...

Действовавший до 01.01.2002 Закон Российской Федерации от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» был введен в действие в полном объеме с 01.01.92 года.

Правовых оснований для восстановления выплаты пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, не имеется Пенсионный Фонд РФ. Электронный ресурс: http: //www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения 20.02.2016)

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации принято постановление от 27.02.2002 № 17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” Пенсионный Фонд РФЭлектронный ресурс: http: //www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения20.02.2016).

Глава II.Трудовая пенсия по старости

2.1 Основания трудовой пенсии по старости

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. пенсионный социальный страхование

Трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет).

В соответствии с пенсионным законодательством таким правом обладают: установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан.

Для назначения пенсии граждане подают заявление и необходимые для назначения пенсии документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором это заявление рассматривается в течение 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

Пенсионный фонд рассматривает заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов.

В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости).

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

17 стр., 8335 слов

Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

... Пенсионного Фонда РФ; - Практическое значение курсовой работы заключается в том, что ее выводы и предложения могут оказывать содействие совершенствованию процесса функционирования пенсионного обеспечения в будущем. 1. Организационно-правовые основы функционирования Пенсионного фонда РФ Пенсионный фонд Российской федерации ...

За исключением

А также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) в следующих случаях:

  • трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
  • трудовая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией;

— Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №173 ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.Федерального закона №173 ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ, где

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости

НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости — бессрочно.

Как сообщает Правительство Пенсионного фонда России, с 1 января 2015 года в нашей стране планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан. Соответственно изменится и порядок расчета размеров пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.

Новый порядок разработан Правительством РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года №2524-р.

На размер пенсии в первую очередь будет влиять:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (речь идет о «серой» заработной плате), в формировании пенсионного капитала будет участвовать только та минимальная сумма, которую официально показал работодатель;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, причем за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

— возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией, т.е. чем позже человек обратится за назначением пенсии, тем существеннее она будет повышена.

10 стр., 4693 слов

Трудовые пенсии в Российской Федерации

... Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в ... до 5974 рублей. Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации) С учетом ...

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца меняться не будут.

На пенсии по государственному пенсионному страхованию, социальные пенсии новый порядок не распространяется, для данных пенсий ничего не меняется.

Приведем формулы для расчета размера страховой пенсии по старости. Размер страховой пенсии определяется на основании статьи 15 закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по формуле:

СП = ИПК * СПК, где

СП — размер страховой пенсии;

  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

На 2015 год размер СПК уже установлен и равен 64 руб.10 коп.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) пенсионера состоит из суммы двух его ИПК — одного за периоды, имевшие место до 01.01.2015, второго за период с 01.01.2015. Далее эта сумма двух ИПК умножается на коэффициент повышения, размер которого зависит от того, обратился ли человек за назначением своей пенсии своевременно или позднее даты возникновения права на нее.

ИПК за периоды до 01.01.2015 определяется по формуле (упрощенный вид):

ИПК = П/СПК + НП, где

П — размер пенсии, исчисленный по состоянию на 31.12.2014 года;

  • НП — сумма коэффициентов, начисленных за нестраховые периоды (уход за ребенком, служба по призыву и т.п.), т.е. аналог нынешних сумм возмещения за нестраховые периоды.

Эти коэффициенты начисляются только при условии, если нестраховые периоды не учтены уже при исчислении размера пенсии.

ИПК за периоды с 01.01.2015 определяется по формуле (упрощенный вид):

ИПК = ИПКн +НП, где

ИПКн — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год и зависящих от суммы ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Например, ИПК гражданина за 2015 год равен отношению суммы страховых взносов, которые будут начислены и уплачены за этого гражданина за 2015 год, к нормативному размеру страховых взносов, установленному на 2015 год;

  • НП — сумма коэффициентов, начисленных за нестраховые периоды (уход за ребенком, служба по призыву и т.п.), т.е. аналог нынешних сумм возмещения за нестраховые периоды.Федеральный Закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее.

Пенсии граждан, уже получающих трудовые пенсии (включая тех, кому назначат пенсию до 1 января 2015 года), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

Приходить в Пенсионный фонд за перерасчетом по новой формуле не нужно, все необходимые процедуры будут сделаны автоматически, в беззаявительном порядке.

Следовательно, можно определить, что трудовая пенсия по старости — это выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет.

2.2 Круг лиц, имеющий право на трудовую пенсию по старости

Ст.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста. Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией на принципах пропорциональности.

Ст.4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено несколько принципиально важных положений.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией, т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия. Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер. Так, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливается одна пенсия по их выбору.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ст.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны и другие перечисленные в данной статье категории).

Помимо наличия Российского гражданства или факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также статуса застрахованного лица для возникновения права на трудовую пенсию согласно ст.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимо отвечать другим предусмотренным указанным законом.

Для трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца эти условия определены соответственно статьями 7-9, 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, данный возраст определён в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом, дифференцируется по признаку пола.

Следует отметить, что трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 Федерального закона от ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более 5 лет.

Помимо Списков № 1 и № 2 основных профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, в нашей стране имеют силу ещё более 20 различных списков и перечней производств, работ, профессий и должностей, а также определённых категорий работников, численность которых в целом в 2001 г. составляла более 5 млн. человек.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему пенсионному законодательству, то есть до 01.01.2001. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также региональными признаками.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Соответствующие возрастные и стажевые требования установлены в ст.27, 27.1, 28 и 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности предусматривает ст.8 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, основана на страховых принципах. Поэтому она назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа. Вместе с тем в соответствии с п.3 ст.8 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для определения права на трудовую пенсию по инвалидности продолжительность указанного стажа значения не имеет. Достаточно и одного дня такого стажа, подтвержденного в установленном порядке.

Согласно положениям ст.8 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения трудовой пенсии по инвалидности не имеет юридического значения причина инвалидности. Установление трудовой пенсии по инвалидности производится также независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2002 года № 166-ФЗ.

Следует отметить, что с 1 января 2010 года наличие в ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» условий, при котором пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию возможно только при наступлении инвалидности, повлекшей ограничение способности к трудовой деятельности, отменено, и трудовая пенсия по инвалидности теперь назначается при наличии одной из трех групп инвалидности независимо от степени ограничение способности к трудовой деятельности.

Таким образом, право на трудовую пенсию по инвалидности приобретают только граждане, имеющие инвалидность одной из трех групп, установленную учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Трудовая пенсия по инвалидности назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа независимо от его продолжительности.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли ли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

При определении права семьи на пенсию по случаю потери кормильца необходимо отметить следующее: в юридическом составе, влекущем возникновение правоотношения в связи с назначением этой пенсии, выделяются юридические факты, относящиеся соответственно к самому кормильцу и к членам его семьи. Поэтому право семьи на пенсию по случаю потери кормильца является производным от права на пенсию самого кормильца.

Под потерей кормильца понимается смерть или безвестное отсутствие кормильца, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органом загса, или устанавливается судом.

Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, он указан в подпунктах 2, 8, 9 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ:

  • дети, братья, сёстры, внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет;
  • а также дети, братья, сёстры и внуки умершего кормильца, обучающееся на очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет;
  • дети, братья, сёстры, внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сёстры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
  • родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничения способности к трудовой деятельности. Пенсия назначается, если названные лица находились на иждивении умершего.
  • дедушка и бабушка умершего, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Указанные лица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при условии, если они находились на иждивении умершего. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца. Главное, чтобы у кормильца был факт работы, указанный в статье 10 Закона. При полном отсутствии страхового стажа у умершего кормильца трудовая пенсия нетрудоспособным членам семьи не может быть назначена (п.11 ст.9 Закона)

Заключение

Самым крупным из социальных внебюджетных фондов является Пенсионный, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде для государственного управления пенсионным обеспечением. В рамках программ социальной защиты оказывается адресная материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд формируется в основном за счет:

1. страховых взносов предприятий, организаций;

2. страховых взносов работающих граждан;

3. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров;

4. ассигнований из государственного бюджета РФ.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются:

1) Достижение соответствующего пенсионного возраста;

2) Наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца — его смерть;

3) Основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

На размер пенсии в первую очередь будет влиять:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (речь идет о «серой» заработной плате), в формировании пенсионного капитала будет участвовать только та минимальная сумма, которую официально показал работодатель;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, причем за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

— возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией, т.е. чем позже человек обратится за назначением пенсии, тем существеннее она будет повышена.

В соответствии со ст. 10 «Закона о государственных пенсиях в РФ» от 1990 г. пенсии по старости на общих основаниях устанавливаются мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) в следующих случаях:

  • трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
  • трудовая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией;

— Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию по возрасту в связи с трудовой или иной другой общественно-полезной деятельностью. Это гарантированное государством право на пенсию по старости граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа, независимо от социальной принадлежности. Право на социальную пенсию имеют лица при достижении установленного Законом возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет. Социальная пенсия устанавливается в твердом размере, который зависит от минимального размера пенсии по старости и исчисляется в процентном отношении к нему. Размер социальной пенсии равен 2/3 минимальной пенсии по старости.

Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/zakon-o-pensiyah-v-rf-deystvuyuschiy/

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант Плюс

3. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 40; Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2003. С. 76 — 88.

4. Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001. С. 235.

5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004

6. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 120.

7. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2010. С. 98.

8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011

9. Тучкова Э.Г., Акатнова М.И., Благодир А.Л. Право социального обеспечения России. Учебник для бакалавров. 2014г.-456с.

10. Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. — М.: Гелиос АРВ, 2004. — С.92.

11. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. — М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. — с.473.

12. Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2000 г. N 276-О. Официально не опубликовано.

13. Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М., 2005.

14. Пенсия по справедливости // Российская газета. 2008. 11 июня. N 126 (4683).

15. Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. 2005. N 5.

16. Шитов М.В. Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006. С. 8 — 9.

17. Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999. С. 10 — 11.

Приложение 1

показатели

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего

5890,36

6388,39

6,159,07

Утверждено 6995,17

Исполнено 448,15

Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, всего

5451,22

6378,55

6190,13

7618,15

255,51

Величина дефицита, профицита бюджета Пенсионного фонда

439,15

9,84

-31,06

622,98

192,64

Приложение 2

Приложение 3