Трудовая пенсия по старости

Курсовая работа

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека 1948г., в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996г. и других международных актах.

В статье 39 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. » 1993г. оно закреплено следующим образом: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

В переводе pension (лат.) — платеж, уплата. Пенсия — прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Федеральным законом. Главное нововведение 2014г. — предоставление гражданам возможности самостоятельно выбрать способ формирования пенсии. Лица, которые родились в 1967г. и позднее, вправе полностью отказаться от накопительной части в пользу страховой или направить на нее 6% взносов. Чтобы выбрать последний вариант, необходимо подать Пенсионный фонд заявление, указав в нем НПФ или управляющую компанию, которая будет инвестировать пенсионные накопления. При этом с НПФ нужно заключить договор на оказание страховых услуг. пенсия социальный старость

Граждане, которые хотят отказаться от накопительной части, также вправе выбрать для себя любого страховщика. Стоит подчеркнуть, что двухпроцентный тариф накопительной части с начала 2014г.не действует. По умолчанию все взносы граждан, которые его выбрали, поступают в страховую часть. Для того чтобы продолжить формирование накопительной пенсии, им необходимо обратиться в ПФР в общем порядке.

6 стр., 2849 слов

Накопительная пенсия как возможность достойно встретить старость

... гражданином в последний раз, если не сделать соответствующий выбор, то все отчисления будут включаться только в страховую пенсию. Отмена накопительной части утверждена в ФЗ «О накопительной пенсии», в ст. 18 Закон ... частности, на будущий год опять заморожены пенсионные накопления — 342 миллиарда рублей, которые ... на их плечи государства ляжет обеспечение по распределительной системе старших поколений, ...

Заявление с выбором страховщика и пенсионной схемы необходимо подать до окончания 2015г. Тем, кто не предоставит его в установленный срок, будет начисляться только страховая часть по тарифу 16%. Пенсионные права граждан, которые были сформированные в прошлом, сохранятся в полном объеме.

Еще одно важное изменение 2014г. — уменьшение ставки страховых взносов для самозанятых граждан (ИП, нотариусов, адвокатов и т.д.) Если доходы, полученные в рамках расчетного периода, не превысят 300.000 руб., то она будет определяться из расчета одного МРОТ, а не двух как ранее.

Индексация трудовых пенсий была проведена в два этапа:

  • 1 февраля — на 6,5% (в соответствии с увеличение цен на потребительские товары в 2013г.);
  • 1 апреля — на 1,7% (в соответствии с ростом доходов ПФР)

В итоге произведенных повышений средняя величина пенсии по старости составила 11.600 руб.

Актуальность работы, Предметом исследования дипломной работы является — изучение трудовой пенсии по старости.

В связи с этим перед нами были поставлены следующие задачи :

  • обозначить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;
  • проанализировать нормативные правовые акты, которые регулируют пенсионное обеспечение граждан;
  • исследовать условия назначения трудовой пенсии по старости;
  • раскрыть порядок назначения, расчета и выплаты трудовых пенсий по старости.

    Глава 1.

Понятие и назначение трудовой пенсии по старости

1.1 Понятие трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.

Во-первых, она назначается пожизненно. Во-вторых, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста. С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж. Трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», нетрудоспособные члены семей указанных лиц, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001г «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

7 стр., 3344 слов

Трудовые пенсии в России

... то трудовая пенсия по старости будет назначена с даты обращения. При обращении за трудовой пенсией по старости Вам необходимо представить следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; трудовую книжку (подлинник) и ксерокопию, ...

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

1.2 Условия назначения трудовой пенсии

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.12.2011 N 1521н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий Приказ Минздравсоцразвития от 12.12.2011г. №1521н»»об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом HA государственной услуги по приему и регистрации заявлении граждан об установлении им пенсии». в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении» с 2002г. в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010г. трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010г. вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

С 1 января 2015г. устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, — на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, увеличивается на 6%.

Это означает, что законодательно установлена возможность увеличения, как фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, так и общего размера пенсии.

Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости производится с 1 января 2015года. Исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967г. и моложе распределяются следующим образом: 20% — на страховую часть трудовой пенсии, 6% — на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966г. рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Глава 2. Размер трудовой пенсии по старости

2.1 Размер трудовой

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

П = СЧ + НЧ,

Где П -это размер трудовой пенсии по старости

СЧ -это страховая часть трудовой пенсии по старости

НЧ — это накопительная часть трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости — сумма страховой и накопительной частей, каждая из которых рассчитывается по приведенным в ФЗ «О трудовых пенсиях» формулам.

Страховая часть трудовой пенсии по старости.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б,

Где СЧ — это страховая часть трудовой пенсии по старости;

  • ПК — это сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
  • Т — это количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.

Б — это фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 36100 рублей 31 копеек в месяц.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т

Где:

  • НЧ — это размер накопительной части трудовой пенсии;
  • ПН — это сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
  • Т — это количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Расчет пенсионного капитала (ПК).

ПК = ПК 1 + СВ + ПК 2,

Где ПК 1 — это расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;

  • СВ — это сумма валоризации;

— ПК 2 — это сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2.2 Индексация и валоризация

Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке:

При росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6%

1 раз в 3 месяца с 1 числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября

При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие

1 раз в 6 месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с указанным выше п. 1

В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6%

1 раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с указанными выше п. 1 и п. 2

Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год то:

С 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и указанным коэффициентом.

При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера определяются Правительством РФ.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Валоризация — это «увеличение цены в результате государственных мероприятий». Валоризации подлежат все виды трудовых пенсий — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Валоризация была проведена в 2010г. в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002г. Проще говоря, валоризация коснулась всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших в любой период времени до 2002г.

В базе данных Пенсионного фонда находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 1 января 2002г. Он есть практически у всех, кто имеет стаж работы до 2002г., различается только размер. С 1 января 2010г. этот расчетный пенсионный капитал был умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991г. Здесь нет никаких максимальных ограничений. Если трудовой стаж до 1991г. был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002г. увеличится на 10%+25%=35%.

Валоризация с 01.01.2010г производилась территориальными органами ПФР без истребования заявления на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.

При представлении пенсионером (являвшимся получателем пенсии до 01.01.2010) дополнительных документов до окончания 2010г., перерасчет размера пенсии с учетом суммы валоризации осуществляется с 01.01.2010г.

До 2002г. пенсия в Российской Федерации рассчитывалась, исходя из двух факторов — из продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Пенсионные права в старой, дореформенной системе измерялись через стаж и через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии.

В 2002г. состоялся переход на принципиально новую систему. Это модель, основанная на том, что величину размера пенсии задает не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше у вас зарплата и страховые взносы с нее, тем большая величина у так называемого расчетного пенсионного капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный капитал для получения размера пенсии, делится на ожидаемый период выплаты.

«При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 01.01.2002г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев)» Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»..

Граждане, чьи пенсионные права формируются полностью на страховых принципах, т.е. те, кто начал трудовую деятельность после 2002г., еще не достигли пенсионного возраста. Между тем, после пенсионной реформы 2002г., пенсию по новым правилам назначают тем гражданам, чьи пенсионные права уже были сформированы в старой системе, т.е. измерялись стажем и заработком. Естественно, что эти права должны были быть учтены, они должны были быть соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться у людей и влиять на пенсионные права с 2002г. Для того, чтобы соединить старые и новые права, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал, в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002г., и тех кто начал работать до 2002г., была осуществлена конвертация пенсионных прав.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. производится исходя из расчетного размера пенсии по старости, определяемого в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до начала реформы (до 01.01.2002г.).

Для того, чтобы обеспечить увеличение пенсий граждан старшего поколения, государство приняло решение провести переоценку денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы.

Глава 3. Выплата трудовой пенсии по старости

Выплата пенсии, в том числе пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб.пособие. — М.: Академия, 2006. — 56с.. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность. По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания документами о регистрации в органах регистрационного учета, если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. — М.: Кнорус, 2011. — 12с.. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу. Указанные документы представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела. Если пенсионер вследствие состояния здоровья или иных причин не может лично расписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение денег может расписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность.

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд — на весь период неполучения пенсии, начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок;

— при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы — на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

§ При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления выплаты указанной пенсии ее размер подлежит перерасчету.

§ Возобновление выплаты пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена.

Выплата пенсии прекращается:

  • в случае смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение суда о признании его безвестно отсутствующим;
  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии в связи с длительным ее неполучением (в течение шести месяцев подряд).

Выплата пенсии прекращается, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию;
  • в случае обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
  • в случае истечения срока признания лица инвалидом;
  • в случае приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;

— в случае поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к примеру, одного из родителей или супруга, либо дедушки, бабушки умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, а также брата, сестры либо ребенка умершего кормильца, достигшего возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Выплата пенсии восстанавливается Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

  • в случае отмены решения суда о признании пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;

— по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы.

Выплата неполученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся неполученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за не полученными суммами указанной пенсии последовало не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами пенсии причитающиеся им суммы пенсии делятся между ними поровну. При отсутствии перечисленных лиц и истечении шести месяцев со дня смерти пенсионера, указанные суммы пенсии выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе выдать справку о суммах пенсии, не выплаченных при жизни пенсионеру, возможным наследникам умершего пенсионера до истечения шестимесячного срока на основании их заявления и запроса нотариуса.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальными органами ПФР производятся удержания из пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» удержания из пенсии производятся на основании:

  • исполнительных документов;
  • решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением обязательства безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты;
  • решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При удержании из пенсии по исполнительным документам за гражданином должно быть сохранено 50% от суммы пенсии. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержаний может достигать 70%. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% установленной пенсии.

Решения территориального органа ПФР о взыскании излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии могут быть обжалованы пенсионером в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд.

Важно знать, что в случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

Заключение

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991г. с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

В заключение хочется отметить. Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное — предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит пройти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/zakon-o-trudovyih-pensiyah/

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

6. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах обязательного социального страхования».

7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной социальной помощи».

8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле».

9. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

12. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

13. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

14. Приказ Минздравмедпрома РФ N 206, Постановление ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 (ред. от 25.06.1996, с изм. от 27.03.2002) «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.10.1994 N 713).

15. Афанасьев, С.А. Расчет пенсии: первый этап — стартовый пенсионный капитал / С.А. Афанасьев. — М: МЦФЭР, 2002. — 176 с.

16. Брылина, И.В. Пенсионное обеспечение: Учебное пособие / И.В. Брылина. — Томск: изд-во ТПУ, 2005. — 164 с.

17. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. — М.: Кнорус, 2011. — 480с.

18. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб.пособие / В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. — М.: Академия, 2006. — 416.с.

19. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев. — М.: Юриспруденция, 2005. — 224с.

20. Роик, В.Д. Пенсионная реформа / В.Д. Роик // Пенсия. — 2000. — №5. — С.30-45.

21. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 559 с.

22. Щуко, Л.П. Новый расчет пенсий / Л.П. Щуко.- 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Герда, 2005.-736с.